Декоративное изображение
3 349

Поделиться

Россияне объедаются дешевым сыром

Ведущие производители и поставщики сыра на российский рынок отмечают взлет продаж.

Финская компания Valio отчиталась в понедельник, что нарастила продажи молочных продуктов в России за прошлый год на 25% до 71,608 тысяч тонн. Показатели по сырам еще выше: отгрузки в категории твердых сыров по России выросли примерно на 30%.

Рост продаж в Москве составил 40%. «Наряду с флагманским для этой товарной категории брендом компании «Олтерманни» (продажи которого также выросли примерно на треть), хорошую динамику продемонстрировал и бренд «Атлет», — отмечается в сообщении финской компании.

Конкурент Valio — компания «Арла Фудс Артис» (75% принадлежит шведско-датской Arla Foods Amba, 25% — гендиректору Михаилу Ляско) за 2009 год также серьезно увеличил продажи. Рост составил 62%, до 1,88 млрд рублей. При этом объемы продаж по желтым сырам выросли на 87%, по сырам фета — на 58%, по сливочным сырам — на 139%, на сыр с плесенью — на 60%. Годовой объем поставки сыров различных категорий достиг 9348 тонн, что на 55% больше показателей 2008 года.

Между тем, по данным таможенной статистики за 2009 год, физические объемы закупок сыра и творога из стран дальнего зарубежья не только не выросли, но даже упали на 7,8%; из стран СНГ физические объемы ввоза сыров и творога сократились несколько меньше — на 1,3%.

Таким образом, впечатляющие показатели по росту продаж сыров Valiо и Arla объясняются тем, что с рынка в массовом порядке уходят мелкие поставщики, не выдерживающие конкуренции с крупными транснациональными компаниями, позволившими себе на протяжении всего 2009 года практически не повышать цены.

«Они могут позволить себе работать на минимальной рентабельности или даже в убыток. Вообще на рынке сейчас жесткая конкуренция между Valiо и Arla, они вынуждены идти на явный демпинг», — заявил в интервью BFM.ru Александр Старцев, директор по маркетингу и рекламе торгового дома «ПиР», специализирующегося на импорте сыра.

Сказалась и переориентация значительной части потребителей, которые прежде ориентировалась на дорогие европейские сыры, на более дешевые сыры из средней ценовой катергории, к которой принадлежит продукция Valio и Arla. «Выросли цены на импортную продукцию — за год на 30-40%, и в 2010 году, скорее всего, продолжится рост цен, так как во всем Евросоюзе были отменены экспортные субсидии производителям», — говорит Александр Старцев.

По словам эксперта, российские производители также повысили цены на свою продукцию, но не так значительно, что позволило им не только сохранить, но и увеличить присутствие на рынке. «Отечественные производители нарастили свою долю на рынке примерно на 10%. Однако ни существенного расширения ассортимента, ни других инноваций не произошло. Российские сыроделы только поднимают цены и жалуются на дешевый импорт», — утверждает Александр Старцев.

Исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов считает, что 2009 год оказался довольно удачным для российских сыроделов. «Производство сыра в России, по предварительным данным, выросло за 2009 год на 2%. Кроме того, в 2009 году впервые за несколько лет не было проблем с реализацией сыра, хотя ранее на складах скапливались нереализованные запасы», — заявил в интервью BFM.ru представитель союза.

По словам Владимира Лабинова, цены на российский сыр за 2009 год «были несколько выше», однако вызвано это было тем, что «потребительский спрос также увеличился».

По данным ведущего эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяны Рыбаловой, прирост по потреблению сыра за 2009 год составил около 3-4%. По данным Росстата, цены на сыр сычужный твердый и мягкий за январь 2010 года в России увеличились на 3,3%. За 2009 год прирост составил 1,7% в среднем по стране.

В 2010 году готовятся новые «сырные» законодательные инициативы, сообщил BFM.ru Владимир Лабинов. «Мы готовим ограничения по использованию растительных жиров в молочной промышленности. Это затронет весь ассортиментный ряд. Соответствующие поправки одобрены правительством, Госдума пока их не поддержала, но обязательно поддержит», — заверил он.

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами