Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россияне инвестируют в бытовую технику
В опросе TrendTracker 2009 исследовательской компании «Комкон» приняли участие 1,3 тысячи респондентов в возрасте 18-45 лет, проживающих в российских городах с населением свыше миллиона человек. Согласно этому исследованию, доля россиян, заботящихся о сохранности своих сбережений, неуклонно растет. Если в ноябре 39% респондентов ничего не делали со своими сбережениями, то уже в декабре их количество сократилось до 28%, а в феврале и вовсе до 23%.
Экономическая ситуация заставляет население более внимательно относится к выбору инструментов сбережений и предпринимать различные действия для сохранности имеющихся средств, говорят аналитики. «Было бы странно, если бы россияне не реагировали на быстро меняющуюся экономическую и финансовую конъюнктуру в нашей стране, — говорит директор по развитию УК «ЮграФинанс» Андрей Степаненко. — Формы сбережений, которые были эффективны в первой половине прошлого года, в настоящее время уже во многом убыточны».
«С одной стороны, беззаботных оптимистов становится меньше, то есть неопределенность и негатив усиливаются, что заставляет население предпринимать различные действия. С другой — сокращение числа граждан, которые не заботятся о сохранности сбережений говорит о том, что население стало более бережно относиться к своим финансам, — говорит директор департамента маркетинга и планирования продуктов Москоммерцбанка Дмитрий Орлов. — На мой взгляд, влияние этих факторов достаточно велико, и доля россиян, заботящихся о сохранности своих сбережений, будет расти».
Как же распоряжаются своими финансами россияне? В феврале количество людей, «инвестирующих» в крупные покупки, возросло до 16% по сравнению с 12% в ноябре прошлого года. Напомним, что реальные располагаемые денежные доходы населения упали в январе 2009 года на 6,7% по сравнению аналогичным периодом прошлого года.
Впрочем, далеко не все опрошенные BFM.ru торговые сети заметили рост товарооборота в феврале. «У нас неплохие продажи крупнобытовой техники, но никакого заметного увеличения по сравнению с другими категориями товаров нет, — комментирует ситуацию вице-президент по стратегии компании «Техносила» Леонид Тюкавкин. — Сейчас рынок стабилен, но макроэкономическая ситуация скорее говорит о возможности падения спроса, чем о его увеличении».
Представитель другой сети, торгующей бытовой техникой, — «Эльдорадо» отметил, что по итогам первых двух недель февраля продажи крупной бытовой техники действительно выросли, однако затруднился назвать точные цифры. «Месяц сейчас с самом разгаре, поэтому пока данных по продаже нет, — говорит менеджер по связям с общественностью компании Антон Пантелеев. — Говоря о причинах, отмечу, что покупки крупной техники более оправданы по сравнению с малогабаритной. Холодильник или стиральная машина более предпочтительны, чем, к примеру, компьютер, без которого вполне можно обойтись. Нельзя не упомянуть, что люди в нашей стране всегда готовятся к худшему и ждут повышения цен, поэтому и закупаются впрок».
«От наших властей население привыкло ожидать «нерадужных сюрпризов», доверие к ним падает. Поэтому лучше реализовать задуманное — приобрести иностранные товары, пока они не поднялись в цене. Это и было сделано», — рассуждает портфельный менеджер ИФК «Опцион» Елена Гребенщикова.
«Люди идут в магазины, чтобы просто не остаться с наличными деньгами, которые могут сильно обесцениться, — говорит директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. — Кроме того, некоторые люди, собирающие деньги, скажем, на машину, теперь не могут позволить себе приобрести их, так как они подорожали. Выход — купить что-то менее дорогое, но тоже необходимое».
При этом россияне продолжают не особенно доверять банкам. Опасаясь за сохранность своих сбережений, респонденты снимали деньги с банковских счетов — в феврале так поступили 28% опрошенных.
Но, конечно, самая популярная антикризисная операция — покупка евро и долларов. В феврале доллары покупали 17% опрошенных против 8% в ноябре. Евро приобретали 18% респондентов против 8% в ноябре.
Напомним, заявление о начале плавной девальвации рубля глава Центробанка Сергей Игнатьев сделал как раз в ноябре. «В связи с тем, что большая часть населения нашей страны имеет небогатые знания в области финансов, подобные громкие заявления приводят к распространению панических настроений среди населения. К тому же это заявление было «отмашкой» для спекулянтов о том, что можно неплохо заработать на валюте. Как следствие, мы получили лавинообразное скупку валюты на ММВБ, нашествие в обменные пункты, открытие длинных позиций в тех же самых фьючерсах на валютную пару рубль/доллар, — объясняет Елена Гребенщикова.
По словам эксперта, рост числа покупателей валюты в феврале по сравнению с ноябрем можно объяснить тем, что кто-то не успел вложиться и сейчас пытается настигнуть упущенное. «Возможно, не верили в долгосрочность обвала рубля, а сейчас факты налицо, и упущенная выгода маячит перед глазами. Как говорится лучше поздно, чем никогда», — добавляет эксперт.
«Панические настроения прошли, но напряженная ситуация с ослаблением национальной валюты сохраняется, и конца мировому финансовому кризису пока не видно. Поэтому, население продолжит вкладывать средства в валюту для сохранения сбережений. Кроме того, несмотря на прогнозы Минфина в 35 рублей за доллар, это не мешает доллару сходить до отметки в 40 рублей и выше. Так что повышенный интерес к доллару и евро будет сохраняться», — резюмирует Елена Гребенщикова.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?