Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россияне готовы жить попроще
Опросив 1600 человек в 42 регионах страны, ВЦИОМ пришел к выводу, что наиболее распространенной реакцией россиян на рост цен являются замена дорогих продуктов дешевыми аналогами и трата накоплений на товары длительного пользования. Эксперты объясняют выбор пассивной стратегии россиян наличием еще не растраченных накоплений и невозможностью поиска дополнительного заработка в условиях экономического кризиса. Из исследования ВЦИОМ (имеется в распоряжении РБК daily) следует, что две трети граждан готовы заменить дорогие товары более дешевыми аналогами или же вообще отказаться от дорогих покупок. При этом в три раза — с 4% в октябре до 12% в феврале — увеличилось количество респондентов, которые проедают свои накопления. Еще 5% россиян тратят заработанное на товары длительного пользования, чтобы деньги не «сгорели». И лишь 2% участвуют в митингах и демонстрациях. «Пока граждане довольно пассивны, поскольку у них есть накопления, — рассуждает гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. — Когда «жирок» сократится, активность людей повысится, в том числе и протестная». Каждый четвертый опрошенный ищет возможность подработать. При этом с 11% в сентябре до 7% в феврале снизилось число работников, требующих увеличения зарплаты, и лишь каждый седьмой опрошенный намерен в дальнейшем рискнуть и потребовать прибавку к жалованию. «Процент респондентов, заявивших о намерениях требовать повышения зарплаты, крайне мал по сравнению с числом тех, кто готов смириться с инфляцией, — говорит менеджер по персоналу Grant Thornton Людмила Гайдай. — Рынок труда изменился, работники предпочитают потерять в доходе, но сохранить рабочее место». Да и подработку найти трудно, так как везде идут сокращения, пояснил г-н Федоров. Большинство россиян и в дальнейшем намерены выбрать стратегию пассивного наблюдения за ростом стоимости жизни: 47% опрошенных считают бесполезным предпринимать какие-либо меры против повышения цен, еще 13% надеются постепенно «привыкнуть к новым ценам». «Поскольку активные стратегии, такие как поиск подработки и попытка увеличить зарплату, сейчас не работают, остается только пассивная стратегия: сделать потребнабор менее разнообразным — например, отказаться от овощей и перейти с итальянских на российские макароны», — говорит Валерий Федоров. Остальные респонденты в дальнейшем готовы к более радикальным действиям: 9% собираются участвовать в митингах, 5% — писать письма протеста, 3% — бойкотировать товары и услуги, 1% обещает объявить голодовку, а 2% готовы «при необходимости взяться за оружие». |
Мария Селиванова, Иван Петров, RBC daily |
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.