Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
5114

Поделиться

Россияне экономят на одежде и еде

В начале 2009 года средний доход граждан РФ снизился на 6% по сравнению с прошлым годом, упав до 15,1 тыс. руб. Сокращению подверглись и расходы — более всего на продукты, одежду, обувь и товары длительного пользования, следует из данных «Кризисного мониторинга» международного института маркетинговых и социальных исследований «GFK-Русь». В его основе — опрос 2,2 тыс. респондентов из 160 российских городов.

«Мониторинг потребительского поведения и социальных настроений в России» проводится GFK более десяти лет, что позволило измерить долгосрочные изменения материального положения россиян. «Начиная с 2000 года, ежемесячный доход на душу населения в России неуклонно рос»,— отмечается в исследовании. В сопоставимых ценах 2001 года к 2008 году доходы населения достигли рекордной отметки, начав снижение лишь в марте 2009-го. С послекризисного 1999 года реальный среднедушевой доход вырос в 6,8 раза, а номинальный, то есть без учета инфляции,— в 13,4 раза; в январе—ноябре 2008 года он составлял 16,1 тыс. руб. «К концу 2008 года кризис еще не отразился существенно на доходах населения»,— отмечается в исследовании. Однако уже в январе—феврале 2009 года среднедушевой доход упал более чем на 6% — до 15,1 тыс. руб. в номинальном выражении. «Наши данные хорошо соотносятся с официальной статистикой»,— пояснили “Ъ” в GFK. По данным Росстата, реальные доходы населения в среднем в марте 2009 года снизились к марту 2008-го на 0,1%, в первом квартале 2009 года к первому кварталу 2008 года — на 2,3%. Денежные доходы в марте, снизив темпы роста практически вдвое, составили 15,3 тыс. руб.

Снижение доходов оказывает непосредственное влияние на потребительское поведение граждан: сокращаются затраты по таким статьям, как продукты питания, одежда, обувь и товары длительного пользования, отмечают в «GFK-Русь». Структура расходов населения по сравнению с докризисным маем 2008 года также меняется — на 1% снизилась доля расходов на питание, на 3% — на одежду, обувь и товары длительного пользования. При этом выросла на 2% доля затрат на оплату жилья и коммунальных услуг, на 3% — расходы на образование, здоровье и страхование.

Данные о неизбежном сокращении расходов вслед за падением доходов подтверждают и другие аналитики. По данным мартовского опроса исследовательского холдинга «Ромир», половина (47%) россиян сократила расходы на крупные покупки для дома, а вот на новом гардеробе (обувь и одежда) сэкономили почти две трети (61%).

Дарья Николаева, КоммерсантЪ

Интервью

Декоративное изображение

Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»

Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами