Декоративное изображение
3 713

Поделиться

Россияне адаптировались к новым экономическим условиям

Россияне привыкли жить в условиях экономического кризиса и стали меньше беспокоиться. В частности, начал снижаться уровень тревожности граждан и сократилось число переживающих за свою востребованность на рынке труда. Такие результаты апрельского соцопроса привел вчера директор ВЦИОМ Валерий Федоров. Эксперты с выводами исследования категорически не согласны. Они говорят, что ощутимо снижается покупательная способность и реальная зарплата граждан, а потому уровень беспокойства объективно должен расти.

«До марта все показатели социального самочувствия россиян падали, росла тревога, — говорит Валерий Федоров. — Апрельский опрос показал, что падение закончилось, мы вышли на своего рода плато». Крайнюю обеспокоенность кризисом выразили 43% россиян, в то время как в марте их число составляло 51%, а в феврале — 56%. «Проблема вышла из разряда экстремальных и перешла в разряд тех, с которыми можно рационально работать», — отметил глава ВЦИОМ.

Наметились положительные ожидания россиян и в отношении их материального состояния. Если в марте 32% опрошенных ожидали ухудшения доходов, то в апреле этот показатель сократился до 26%. «Катастрофические ожидания отступают, происходит адаптация к кризису, и россияне привыкают жить в новых условиях», — заключил г-н Федоров. Было опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах.

Между тем директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев категорически не согласен с выводами ВЦИОМ и предполагает, что в вопросах существовала некая заданность ответов. «Объективные эконо­мические показатели социального само­чувствия граждан свидетельствуют совершенно о другом», — убежден г-н Николаев. К примеру, показатель динамики розничного товарооборота, который позволяет оценить социальное самочувствие, постоянно снижается: в феврале розница сократилась на 2,4%, в марте — уже на 4%. «Это значит, что люди, которые за десять лет привыкли тратить, а розничный товарооборот рос ежегодно на 13—15%, сейчас просто отказываются от привычных покупок», — делает вывод эксперт. Кроме того, реальная зарплата (т.е. за вычетом инфляции) уже начала ощутимо снижаться: если в феврале она еще росла, то в марте сократилась сразу на 5,7%, а по итогам первого квартала — на 2,3%. «Непонятно, почему соцопрос фиксирует улучшение настроений?» — удивляется г-н Николаев.

Также, по данным опроса, сократилась доля россиян, обеспокоенных безработицей. Если с октября по март количество россиян, опасающихся безработицы, выросло с 41 до 66%, то в апреле этот показатель составил 62%. При этом 40% опрошенных нацелены на сохранение своего рабочего места, а 32% планируют искать дополнительный заработок. «Наметился рациональный подход к проблеме безработицы, россияне не относятся к ней как к проблеме проблем», — считает г-н Федоров. «Заинтересованность в новых кадрах выросла по сравнению с концом 2008 года на 15—20%», — объясняет результат опроса менеджер по персоналу Grant Thornton в России Людмила Гайдай. К тому же несколько изменилось отношение работодателей к вопросу экономии на персонале: многие компании не только не сокращали персонал и зарплату, но и индексировали ее.

МАРИЯ СЕЛИВАНОВА , РБК

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами