Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россия заболевает стагфляцией
Макроэкономическая статистика конца 2008 года дает все основания полагать, что проблема стагфляции в России, о которой предупреждали экономисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (см. “Ъ” от 19 января), становится реальностью. В экономической теории стагфляцией считается положение экономики, при котором спад в промышленности и сокращение ВВП сопровождается ростом потребительских цен и безработицы. Классическими же причинами ее возникновения являются поддержание высоких цен монополий в период циклического падения экономики и антициклическая политика правительства, которое стремится заменить рыночный спрос вливаниями бюджетных средств. Термин «стагфляция» родился в Великобритании в 1965 году. В США периодом стагфляции считаются 1970– годы, когда темпы роста потребительских цен достигали почти 15%, безработица — 9%, а экономика трижды оказывалась в рецессии.
Судя по данным декабря 2008 года, положение российской экономики похоже на классический пример стагфляции. В декабре инфляция хоть и замедлялась, но составляла 0,7%, ВВП сократился на 0,7%, а темпы роста безработицы увеличились до 26,1%. С началом 2008 года ситуация не изменилась. Согласно опубликованным вчера данным Росстата, с 1 по 26 января 2008 года потребительские цены выросли на 2% (ровно столько Минэкономики прогнозировало на весь январь), а по итогу месяца Росстат рассчитывает на рост инфляции в 2,4% (2,3% в январе 2007 года). Основной причиной ускоренной инфляции в январе является рост тарифов госмонополий. Экономисты не рассчитывают на восстановление экономического роста вплоть до IV квартала 2009 года и прогнозируют, что в ближайшей перспективе экономику РФ ожидают массовые увольнения (см. “Ъ” от 27 января). Похоже, на стагфляцию в 2009 году сознательно закладываются и в правительстве, прогнозируя падение ВВП в 2009 году на 0,3% и инфляцию в 13% (см. “Ъ” от 20 января), оправдывая бюджетную экспансию, призванную затушить кризис деньгами.
Впрочем, стагфляция, как предупреждают экономисты и опыт других стран, страшна тем, что макроэкономический фон для осуществления инвестиций становится максимально неблагоприятным. Экономика падает, цены растут, риски увеличиваются: в такой ситуации просчитать стоимость инвестпроекта становится крайне сложно. В такой ситуации попытки государства запустить экономику за счет массированных вливаний бюджетных денег могут не увенчаться успехом, создав лишь условия для ускоренного роста денежной массы и еще большего разгона инфляции.
Алексей Шаповалов, КоммерсантЪ
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.