Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россия в нелегальном дыму
Растет «серый» импорт сигарет из Белоруссии и Казахстана
На российский рынок сигарет хлынул поток нелегального импорта с территории партнеров России по Таможенному союзу, утверждают отечественные производители. По их оценкам, только из Белоруссии поставки за последний год выросли вдвое, а объем продаж нелегальных сигарет (пачки, не оклеенные российской акцизной маркой) в отдельных регионах уже достиг 4%, хотя ранее не превышал 1%.
В 2012 году потери российского бюджета в связи с приграничной контрабандой сигарет из Белоруссии составили до 2 млрд руб., сопоставимой суммы бюджет недосчитался из-за нелегального ввоза табачной продукции из Казахстана, сообщается в письме (имеется у “Ъ”) председателя совета директоров Погарской сигаретно-сигарной фабрики (ПССФ) Игоря Моисеева в брянское управление Федеральной антимонопольной службы. «Таким образом, на фоне общей суммы сбора табачного акциза в РФ за 2012 год в размере примерно 190 млрд руб. потери бюджета составляют более 2%»,— говорится в письме.
Сама ПССФ в связи с присутствием на рынке нелегально ввезенной продукции белорусского производства в прошлом году снизила продажи на 15%. Причина в том, что разница в стоимости сигарет фабрики и продукции из Белоруссии достигает 100%: например, марка «Прима» производства ПССФ стоит в рознице 25–30 руб. за пачку, а «Прима» гродненской табачной фабрики «Неман» — 12–14 руб. В случае с фильтровыми сигаретами ценовая разница может достигать и вовсе 300%, отмечает господин Моисеев. Среди белорусских сигарет, поставляющихся в Россию, выделяются марки NZ, «Фест», «Минск 7» и др., цена которых в приграничных с Белоруссией регионах составляет 17–20 руб. за пачку. В России сейчас, по данным компании «БАТ Россия» (ТМ Kent, «Ява золотая»), средняя цена сигарет отечественного производства составляет 38,9 руб.
Отдельно руководителя ПССФ беспокоит, что нелегально ввезенные из Белоруссии сигареты начали продаваться не только с рук, но и в стационарной рознице. Усугубление ситуации с поставками сигарет из Белоруссии отмечают лидеры российского табачного рынка. Согласно мониторингу компании JTI (Winston, «Петр I»), в этом году трафик сигарет из Белоруссии увеличился вдвое по сравнению с 2012 годом. Сама JTI выпускает по лицензии часть своих брендов на минской фабрике «Табак-Инвест», которые оттуда также нелегально ввозятся в Россию. «Из-за этого мы теряем деньги, так как в России маржа нашей продукции выше, чем в Белоруссии»,— объясняет директор по коммуникациям JTI Анатолий Верещагин. При этом он подчеркивает, что табачная продукция из Белоруссии и Казахстана, как и из любых других стран, может продаваться в России легально, но лишь в том случае, если она оклеена российскими акцизными марками.
По оценкам табачных компаний, доля нелегальных сигарет в России не превышала 1%. Изменилась ли она за последний год, они сказать пока затрудняются. Однако, как показывают данные Nielsen, в приграничных с Белоруссией регионах доля нелегальной продукции уже составляет 1,6%. В компании «БАТ Россия», ссылаясь на исследование TNS, называют цифру 4% — это в восемь раз выше, чем в 2011 году. «Уже сейчас каждая десятая пачка сигарет нижнего ценового сегмента, которая продается на территориях Смоленской и Брянской областей, является нелегальной»,— утверждает директор по корпоративным отношениям компании «БАТ Россия» Александр Лютый.
Гармонизировать акцизы на табак и алкоголь в рамках ТС его члены договорились к 2020 году. При этом до конца этого года может быть приняттехрегламент союза, гармонизирующий упаковки табачной продукции трех стран. «Это еще больше затруднит контроль за оборотом нелегально ввезенной продукции»,— отмечает глава ассоциации «Табакпром» Андрей Межонов.
Согласно данным гродненской табачной фабрики «Неман», в 2012 году ее объем производства увеличился на 14%, составив 26,6 млрд сигарет. Представитель фабрики не ответил на запрос “Ъ”.
Олег Трутнев, КоммерсантЪ
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.