Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россия с 11 декабря вводит обязательность маркировки продуктов при содержании ГМО более 0,9%
В РФ с 11 декабря 2007г. вступает в силу закон "О внесении изменений в закон "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса РФ", подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 26 октября с.г. Документ был принят Госдумой 11 октября 2007г. и одобрен Советом Федерации 17 октября с.г.
Документ был официально 27 октября с.г. опубликован в "Российской газете". Федеральный закон вступает в силу по истечении сорока пяти дней после дня его официального опубликования.
Согласно новой редакции закона, производитель обязан информировать потребителя о содержании в товаре генно-модифицированных организмов (ГМО), если их уровень превышает 0,9%. В предыдущей редакции закона предполагалось, что предельный уровень ГМО должен устанавливаться специальным законом о техническом регулировании.
Ранее Минюст утвердил СанПиН 2.3.2.2227-07 Роспотребнадзора о маркировке продукции с содержанием ГМО свыше 0,9%. В документе отмечается, что данная норма вводится для защиты прав потребителей на информирование о технологии производства пищевых продуктов, а также с целью гармонизации требований по этикетированию пищевых продуктов, полученных из генетически-модифицированных организмов (ГМО), с требованиями ЕС. Таким образом, в РФ вводится 0,9% пороговый уровень для маркировки пищевых продуктов, полученных из ГМО. В постановлении при этом указано, что "для пищевых продуктов, полученных с применением ГМО, в том числе не содержащих дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК) и белок, обязательна информация: "генетически модифицированная продукция", или "продукция, полученная из генно-инженерно-модифицированных организмов", или "продукция содержит компоненты генно-инженерно-модифицированных организмов". При этом содержание в пищевых продуктах 0,9% и менее компонентов, полученных с применением ГМО, является случайной или технически неустранимой примесью, а пищевые продукты, содержащие указанное количество компонентов ГМО, не относятся к категории пищевых продуктов, содержащих компоненты, полученные с применением ГМО. СанПиН 2.3.2.2227-07 вводится в действие с 1 сентября 2007г.
Напомним, что данный СанПиН Роспотребнадзор пытался утвердить еще в середине 2004г., но тогда Минюст отклонил постановление главного государственного санврача РФ Геннадия Онищенко. Порог содержания ГМ-компонентов в продуктах питания, при котором обязательна соответствующая маркировка, мог быть снижен с 5% до 0,9%. Однако все это время норма не действовала. В процессе регистрации документа в Минюсте РФ выяснилось, что ведомства, в соответствии с вступившем в силу в июле 2003г. закона "О Техническом регулировании", не имели права вносить изменения в нормативно-правовую базу до принятия на уровне законодательной власти соответствующего (определенному продукту, технологии) технического регламента. Законом о техрегулировании действовавшие прежде ГОСТы стали необязательными, а на принятие обязательных технических регламентов определено 7 лет с даты вступления в силу этого закона. Однако весной 2007г. были внесены изменения в закон о техническом регулировании, которые вернули ведомствам ранее изъятые права по изменению нормативно-правовых актов, которыми для Роспотребнадзора являются, в том числе, СанПиНы.
Однако ряд представителей власти убеждены, что в России необходимо ввести так называемый "нулевой порог" маркировки, который позволяет использовать при анализе продуктов качественный (по принципу "да-нет"), а не количественный метод (отражающий долевое присутствие ГМ-компонента в продукте). При этом с 1 июля 2007г. вступило в силу постановление правительства Москвы, которое обязывает производителей и продавцов добровольно и за свой счет тестировать в уполномоченных властями 16-ти лабораториях пищевую продукцию на отсутствие в ней ГМО и уведомлять об отсутствии трансгенов потребителя специальной наклейкой. Если соответствующей наклейки не будет обнаружено при проверке, то городской Департамент потребительского рынка и услуг может внести участника рынка в Реестр недобросовестных продавцов, "широкая информация о которых будет размещена в СМИ".
ГМО - это организмы, полученные с применением технологий рекомбинантных ДНК, то есть содержащие в своем генетическом аппарате фрагменты ДНК других живых организмов. Цель получения ГМ-продуктов - улучшение полезных характеристик исходного организма-донора для снижения себестоимости продуктов. Более 50 зарубежных и отечественных фирм поставляют в РФ генетически модифицированные пищевые добавки, сельскохозяйственное сырье и корма. По оценкам экспертов, эти поставки составляют около 500 тыс. т в год. В России официально запрещено выращивание трансгенных культур в промышленных масштабах. До сих пор вред ГМ-продукции для организма человека, а также для экосистем не доказан наукой, как, собственно, и безвредность.
В настоящее время в разных странах мирового сообщества применяются различные подходы проблеме маркировки ГМ-продуктов. Так, в США - лидере в области производства ГМО пищевая продукция из ГМО дополнительной маркировке не подлежит. Если доказано, что продукт не отличается от исходного традиционного аналога по пищевой ценности и безопасности, способ его получения не имеет значения для потребителя. Однако в большинстве стран законодательство в области регулирования обращения пищевой продукции, полученной из ГМО, предусматривает обязательное нанесение на этикетку информации о том, что при производстве данного продукта использованы генно-инженерные технологии. В РФ требование нанесения на этикетку пищевой продукции из ГМО информации о способе ее производства впервые было введено в 1999г., что было связано с разрешением использовать в пищевой промышленности и реализации населению сои линии 40-3-2. Однако это требование носило рекомендательный характер. С 2002г. усилиями Роспотребнадзора в РФ создана методическая и инструментальная база, позволяющая проводить исследования на наличие ГМО в пищевых продуктах, подготовлены специалисты для проведения такого рода анализов и введена обязательная маркировка пищевой продукции из ГМО.
Также согласно закону "О внесении изменений в закон "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса РФ", банки при выдаче кредита теперь обязаны не только называть конечную сумму, которую должен погасить гражданин, но указывать в договоре график погашения суммы. Ранее с 1 июля с.г. аналогичные требования - об информировании заемщиков о реальной стоимости кредита - установил для финансовых учреждений Банк России.
Кроме того, с 30 до 45 дней увеличен срок, в течение которого потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Помимо этого закон дополнен нормой о том, что в случае нарушения продавцом сроков передачи предварительно оплаченного товара сумма неустойки, взысканной потребителем, не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?