Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россия по соотношению количества аптек и численности населения обогнала многие европейские страны
Сетевой бум, охвативший розничную торговлю продуктами и одеждой, добрался до аптечного рынка. В 2006 г. рынок вырос на 37%, а по соотношению аптек и численности населения Россия обогнала многие европейские страны. Инвесторам, желающим заработать на перспективной аптечной рознице, стоит поторопиться — уже в этом году темпы роста замедлятся и для новых игроков места не останется, предупреждают эксперты.
Сказочный рост
Российский аптечный рынок сейчас напоминает безразмерную рукавичку из русской сказки. За последние пять лет, по оценкам центра маркетинговых исследований “Фармэксперт”, число аптек в Москве выросло в восемь раз — с 300 до 2500, а с учетом аптечных киосков составило, по оценке DSM Group, почти 3500.
2-3 аптеки в одном московском здании перестали быть редким зрелищем. Консолидация рынка и появление новых компаний порой приводят к курьезам. После объявленного недавно ребрендинга аптечной сети О3, в конце прошлого года купленной другим ритейлером — “Риглой”, на многих центральных улицах Москвы вывеска “Риглы” украсит сразу несколько аптек. Особенно богат на аптеки московский Арбат — корреспондент “Ведомостей” насчитала здесь девять аптечных учреждений, расположенных почти подряд.
Куда еще расти? Но фармрынок продолжает привлекать новых инвесторов. Например, бывшие франчайзи “Копейки”, продав “Сеть розничной торговли”, в прошлом году запустили сеть “А5”, рассчитывая открыть 300 розничных точек. Собственные сетевые проекты затеяли бывший гендиректор сети “03 Аптека” Игорь Тюрин-Кузьмин (“Аптекарь”) и бывший топ-менеджер сети “Старый лекарь” Александр Йонсен.
Между тем пик роста аптечного рынка уже пройден, считают эксперты: он пришелся на 2006 г., когда объем розничных продаж лекарств и парафармацевтики вырос на 37%, превысив $12 млрд. В дальнейшем рост начнет замедляться: к 2010 г. объем рынка составит, по прогнозам DSM Group, $21,4 млрд, а среднегодовые темпы — 12-15% (см. рисунки). DSM Group подсчитала, что по соотношению аптек и населения Россия (одна аптека на 3200 человек) опередила такие европейские страны, как Германия (на 3800 человек) и Польша (на 3400). Другое дело, что в Европе сети контролируют 80% рынка, а в России — не более 20%. Остальное пока приходится на государственные, муниципальные и одиночные частные аптеки.
Выгодный товар
“Консолидация только начинается. Возможность создать новый сетевой проект, а потом выгодно продать его крупному ритейлеру — как раз то, что манит сюда новых инвесторов”, — объясняет гендиректор DSM Group Александр Кузин.
Аптечный бизнес привлекает относительной дешевизной входа и высокой маржинальностью. Наименее затратный вариант — аптеки так называемого закрытого формата (закрытая витрина с провизором), для которых достаточно 100 кв. м. По оценкам гендиректора “36,6” Артема Бектемирова, на запуск “закрытой” аптеки площадью 70-100 кв. м в Москве требуется $50 000 без учета аренды, “открытой” (120-200 кв. м) — около $100 000.
Зато и доходность таких аптек выше. Если в “закрытых” средняя наценка не превышает 30%, то в “открытых” она доходит до 50% на медикаменты и до 70% на парафармацевтику, рассказывает владелец сети “Аптекарь” Игорь Тюрин-Кузьмин. По словам Бектемирова, прибыльность аптеки в Москве составляет примерно 15%. В Петербурге норма прибыли аптек чуть ниже — владелец аптечной сети “Фармакор” Александр Афанасьев в интервью “Ведомостям” говорил о 6-12%.
Валовая рентабельность аптечной розницы даже выше, чем продуктовой. К примеру, валовая рентабельность сети “36,6” за девять месяцев 2006 г. составила 35,4%, тогда как среди продуктовых ритейлеров за тот же период самый высокий показатель был у “Седьмого континента” — 32,9%, а у “Пятерочки” и “Перекрестка” составил 26% и 27% соответственно.
“В зависимости от расположения аптеки она окупается за 6-18 месяцев. После открытия аптека ежемесячно несет убытки примерно в $10 000. Теоретически можно выйти в ноль через 2-3 месяца, если аптека расположена в очень удачном месте, например у станции метро или вокзала”, — комментирует Тюрин-Кузьмин.
По словам Кузина, в месяц одиночная “закрытая” аптека приносит $15 000-40 000 выручки, “открытая” сетевая — $50 000-70 000. Строить сетевые проекты выгоднее: по оценкам Тюрина-Кузьмина, сетевой ритейлер может рассчитывать на скидку от дистрибутора как минимум в 15%.
Однако места для новых игроков практически не осталось, убеждены участники рынка. Они могут появляться с единственной целью — развить успешную аптеку или купить несколько мелких сетей, нарастить капитализацию и затем продать стратегическому инвестору. К 2010 г. сети будут занимать порядка 70% рынка, прогнозируют DSM и “Фармэксперт”.
“Инвесторы в фармсектор сейчас мало задумываются об эффективности бизнеса. Главное — занять как можно большую долю рынка, процесс завоевания территорий займет еще 2-3 года. Затем компании продадут бизнес либо начнут приводить его в порядок, возможно, часть аптек будет закрыта”, — рассуждает Кузин.
В ходе консолидации покупателями выступят либо наиболее агрессивные российские игроки (“36,6”, “Ригла” и т. д., см. таблицу), либо иностранцы, которые сейчас на рынке вообще не представлены. В прошлом году Celesio и Alliance Boots уже заявили о желании приобрести в России аптечные активы. Celesio даже участвовала в тендере на сеть О3 (доставшуюся, впрочем, российскому “Протеку”). Экспансия глобальных фармритейлеров в Россию начнется через 2-3 года, прогнозирует ведущий “Фармэксперта” Давид Мелик-Гусейнов. Этого времени сегодняшним стартапам будет достаточно, чтобы продать бизнес крупным сетям, которых, в свою очередь, поглотят западные инвесторы.
ВЫГОДНЫЕ НИШИ
Рост аптек в Москве и крупных городах фактически достиг предела, считают эксперты. Однако ряд сегментов сохраняет большой потенциал.
Один из успешных примеров нишевого бизнеса — московская сеть “Самсон-Фарма”. У этой сети всего восемь аптек, зато самый высокий в Москве показатель удельного товарооборота на единицу торговой площади, говорит Давид Мелик-Гусейнов. Секрет в том, что “Самсон-Фарма” — единственный дискаунтер. “Наценка у них вчетверо ниже, но "Самсон-Фарма" специализируется на редких дорогих лекарствах, которые в других аптеках зачастую не купишь. Отсюда большой оборот”, — объясняет он.
Сеть “Итек” осваивает два сегмента — дистанционную торговлю лекарствами через терминалы в метро и премиальные супермаркеты с бесплатными консультациями врачей и фитобарами. “Акцент на сервисе — единственный способ выделиться среди конкурентов”, — говорит замгендиректора по развитию “Итека” Яков Рыжкин.
Сетевых ритейлеров, работающих в открытом формате, выручает парафармацевтика. Продажи косметики, БАД и прочих нелекарственных товаров обеспечивают не менее 40% выручки сетей и растут на 40-45% в год.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?