Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россия: Государство снова делает ставку на алкоголь
Государство заработает 250 млрд рублей на пристрастии россиян к алкоголю
РБК daily изучила последние данные Федерального казначейства по алкогольным акцизам. Статистика показала, что за три квартала 2012 года в результате повышения акцизных ставок для спиртных напитков поступления в бюджет выросли почти на четверть. При сохранении нынешних темпов по итогам года казна может пополниться на 250 млрд руб. При этом, несмотря на рост розничных цен, сокращения потребления алкоголя в стране не предвидится.
Затеянная государством в 2010 году алкогольная реформа дает ощутимые плоды в виде роста поступлений в бюджет от уплаты акциза. Как следует из данных Федерального казначейства, за девять месяцев 2012 года поступления от уплаты акциза на производство и импорт алкогольной продукции составили 180,5 млрд руб. Это на 24% больше, чем годом ранее, и вдвое выше, чем за тот же период 2007 года (см. график).
«На такую динамику оказали влияние два фактора, – рассказали РБК daily в пресс-службе Минфина. – Во-первых, индексация акцизов на алкогольную продукцию. Во-вторых, изменение порядка уплаты акцизов на алкогольную продукцию, в том числе введение авансового платежа. Авансовый платеж уплачивается до закупки спирта, что позволяет предотвратить образование недоимки по акцизам на алкогольную продукцию».
По данным Федерального казначейства, наиболее значительный рост поступлений в бюджет обеспечили производители крепкого алкоголя. В январе–сентябре нынешнего года с компаний, выпускающих спиртные напитки крепче 9 градусов (за исключением натуральных вин), собрали на 40% больше, чем в прошлом году (79,9 млрд руб.). Причина очевидна: резкий рост ставки акциза с 1 июля 2012 года на 18% и увеличение легального производства крепкого спиртного в основных категориях (водки – на 10%, коньяка – на 25%).
По мнению директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, ощутимый вклад в рост собираемости акциза внесли жесткие действия регулятора – Росалкогольрегулирования, выдавившего с рынка значительное число производителей-нелегалов.
Практически половину суммы акцизных поступлений обеспечили пивовары. По данным казначейства, за девять месяцев 2012 года они перечислили 89,7 млрд руб. акцизных платежей, что на 19% больше, чем годом ранее. Для примера: в 2007 году пивовары дали государству сумму в пять с лишним раз меньше – всего 17 млрд руб.
По прогнозу ЦИФРРА, общая сумма алкогольных акцизов по итогам этого года составит 250 млрд руб., что почти на 30% выше прошлогоднего показателя. Запланированное в бюджете на ближайшие три года повышение ставок до 500 руб. за 1 л спирта в крепких алкогольных напитках будет способствовать ежегодному увеличению доходов бюджета от акцизов на алкоголь на 25%, уверен г-н Дробиз.
«Мы можем говорить, что государство добилось успеха в фискальной части при проведении алкогольной реформы, – заявил РБК daily Вадим Дробиз. – Доходы бюджета динамично растут, при помощи регулятора удалось снизить присутствие на рынке нелегальной продукции и отфильтровать потребителей, не учитываемых в официальной статистике самогона и спиртсодержащих жидкостей, – эта часть граждан точно не станет покупать водку по минимальной цене 170 руб.».
При этом г-н Дробиз выразил мнение, что каких-то заметных успехов в области снижения алкоголизации не замечено. «Потребление легального крепкого алкоголя в следующем году вырастет до 90–95 млн дал и дальше будет колебаться вокруг этого значения», – считает эксперт. По подсчетам ЦИФРРА, число потребителей легального алкоголя в России составляет порядка 100 млн человек. Таким образом, каждый из них за девять месяцев 2012 года заплатил в госказну по 1805 руб. алкогольного акциза.
В Союзе производителей алкогольной продукции (СПАП) не разделяют оптимизма г-на Дробиза. В ассоциации опасаются, что существенный рост налоговой нагрузки приведет к оттоку потребителей в нелегальный сектор. «То, что собираемость акциза растет, – это здорово, – отметил председатель правления СПАП Дмитрий Добров. – Вопрос в том, каким этот показатель будет через полгода, после повышения акциза».
Денис Пузырев, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?