Декоративное изображение
3 996

Поделиться

Россия: Антиреклама алкоголя заработала

Россияне стали меньше умирать от некачественного алкоголя

Антиалкогольная кампания, проводимая государством в последние годы, приносит осязаемые плоды. Вопреки скептикам, сомневающимся в эффективности мер по снижению алкоголизации населения, официальная статистика свидетельствует о резком сокращении числа смертей от отравления алкоголем. Впрочем, эксперты связывают это не столько с отрезвлением нации или более высокой культурой потребления спирт­ного, сколько с повышением каче­ства доступных спиртсодержащих жидкостей. Теперь от них умирают не сразу.

Борьба с алкоголизацией населения является одной из излюбленных тем для разного рода общественных и политических организаций в России, а также для госчиновников. Каждый раз, предлагая ввести те или иные запретительные меры в рамках алкогольной госполитики, авторы инициатив приводят экспертные данные, согласно которым ежегодно в России от послед­ствий употребления алкоголя умирают от 400 тыс. до 700 тыс. человек.

Вместе с тем официальная ста­тистика, предоставляемая Росстатом, свидетельствует о том, что число смертельных случаев, вызванных употреблением алкоголя, неуклонно снижается начиная с 2005 года. Так, по данным Росстата, число летальных исходов от отравления спиртными напитками в России в 2011 году снизилось на 39% по сравнению с 2010 годом, до 11,7 тыс. человек. Впрочем, эта статистика не учитывает, к примеру, смерти от самоубийств в состоянии алкогольного опьянения, «пьяных» ДТП, тех, кто умер от болезней, причинами которых могло стать регулярное употребление спиртного (цирроз печени и т.д.). Это минимальная цифра человеческих потерь от употребления спиртного за весь постсоветский период существования Российской Федерации. В Москве за год, отравившись алкоголем, умерли 159 человек, что составляет 0,14% от всех зафиксированных за год смертей в столице.

По данным Росстата, пиковым годом по числу смертей от отравления алкоголем стал 2005-й, когда летальный исход после распития спиртного наступил более чем для 45 тыс. россиян.

По словам председателя Центра разработки национальной алкогольной политики Павла Шапкина, причиной существенного снижения смертности от отравления алкоголем стали принятые в 2006 году поправки к закону «О госрегулировании алкогольного рынка» (171-ФЗ), обложившие акцизом производителей спиртсодержащих жидкостей. «До этого 300 млн л технического спирта ежегодно продавалось в России под видом парфюмерно-косметической продукции или антиобледенителей, – рассказал РБК daily г-н Шапкин. – В этих жидкостях использовались гидролизный и синтетический спирты, смертельно опасные для здоровья. И народ все это активно пил».

Председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров уверен, что народ все еще может вернуться к подзабытым денатуратам после резкого роста цен на водку в середине этого года. «Ситуация улучшается, и это очевидно, – отмечает он. – Связано это в первую очередь с сокращением доли суррогатов алкоголя бытового и медицинского назначения. Другое дело, что с ростом акциза, когда самая дешевая легальная водка подорожает до 230–250 руб. за пол-литровую бутылку, все достижения последних двух-трех лет могут сойти на нет».

Директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз в свою очередь уверен, что государство намеренно занижает данные по алкогольной смертности. «Не может у нас падать алкогольная смертность, – заявил эксперт в разговоре с РБК daily. – У нас растет потребление нелегального алкоголя – спирт­содержащих жидкостей, самогона и прочих суррогатов. Я думаю, здесь имеет место какая-то умышленная коррекция статистики».

Единственной объективной причиной снижения смертности от отравления суррогатами, по мнению г-на Дробиза, является повышение их качества. «Производители так называемых жидкостей двойного назначения повышают качество своей продукции, – говорит он. – Разного рода стеклоочистителями, жидкостями для ванн теперь просто не травятся насмерть, как это было несколько лет назад».

Денис Пузырев, РБК Daily

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами