Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Роспатент запретил Pernod Ricard выпить за юбилей королевы
Российские любители виски не смогут поднять бокал коллекционного Royal Salute Diamond Jubilee, выпущенного в прошлом году компанией Chivas Brothers (принадлежит Pernod Ricard) в честь 60-летия коронации Елизаветы II. Роспатент отказал мировому гиганту в регистрации товарного знака, ссылаясь на то, что главный конкурент Pernod Ricard — группа Diageo сумела их опередить, зарегистрировав в России бренд Diamond Jubilee для ограниченной серии своего виски Johnnie Walker, выпущенного по тому же поводу.
Юбилей коронации британской королевы Елизаветы II, широко отмечавшийся в Великобритании в феврале 2012 года, стал хорошим маркетинговым поводом для многих производителей товаров. Крупнейшие игроки на рынке продуктов питания и напитков к этой дате подготовили лимитированные серии своей продукции, главным образом в сегменте люкс», предназначенные главным образом для коллекционеров.
При этом, учитывая масштабность празднований, словосочетание Diamond Jubilee (бриллиантовый юбилей) использовалось в Британии максимально широко, не требуя дополнительной регистрации в патентном ведомстве.
Однако в России юбилей коронации Елизаветы II не был по понятным причинам общенародным праздником, и для использования словосочетания «бриллиантовый юбилей» в маркировке товаров, по мнению Роспатента, требовалась регистрация в качестве товарного знака.
Такая ситуация столкнула интересы крупнейших мировых производителей крепкого алкоголя — британской Diageo и французской Pernod Ricard, которые синхронно выпустили лимитированные партии собственного виски к этой дате. В Роспатенте рассудили, что право представлять в России юбилейный виски получит компания, которая подала заявку на регистрацию товарного знака первой. Такой компанией оказалась Diageo.
Как следует из документов патентного ведомства, товарный знак Diamond Jubilee по алкогольному 33-му классу МКТУ был зарегистрирован 2 октября 2012 года по заявке голландской компании Diageo Brands B.V., поданной еще до наступления даты юбилея британской королевы — 1 сентября 2011 года.
Pernod Ricard со своей заявкой отстала от конкурентов более чем на месяц: ее рассмотрение 15 ноября 2012 года завершилось отказом в регистрации знака Royal Salute Diamond Jubilee. Роспатент в своем решении указал, что товарный знак с аналогичным словосочетанием зарегистрирован ранее компанией Diageo. Pernod Ricard пыталась оспорить вердикт Роспатента в Палате по патентным спорам (ППС). Компания указывала на то, что основным элементом знака является словосочетание Royal Salute — под этим брендом Chivas Brothers время от времени выпускают лимитированные серии виски, приуроченные к различным значимым событиям из жизни королевской семьи. Однако ППС в конце апреля вновь вынес решение не в пользу Pernod Ricard.
Любопытно, но получившая регистрацию в Роспатенте на Diamond Jubilee Diageo не планирует продавать напиток под таким названием в России. «Под маркой Johnnie Walker Diamond Jubilee было выпущено всего 60 бутылок виски, — рассказал РБК daily источник в компании. — Эта лимитированная серия предназначена для коллекционеров, и мы не видели смысла проходить процедуры сертификации ради того, чтобы привезти в Россию одну бутылку этого виски».
По словам собеседника издания, регистрация товарной марки в Роспатенте является обычной практикой для Diageo при защите своей интеллектуальной собственности, даже в тех случаях, когда компания не планирует выводить на российский рынок тот или иной бренд.
На сайте компании Diageo содержится информация об этой лимитированной серии. Все спирты бленда, вошедшего в состав этого виски, были произведены в 1952 году — дате восшествия королевы Елизаветы II на престол — и с тех пор выдерживались в дубовых бочках. Хрустальные графины инкрустированы серебром и бриллиантами. Diageo планирует выручить от продажи этой серии как минимум 1 млн фунтов, которые будут направлены в благотворительный фонд Queen Elizabeth Scholarship Trust, патронируемый королевой Елизаветой II.
Продукт компании Pernod Ricard, напротив, имел шансы стать доступным для широкой аудитории российских любителей виски. Компания планировала представить серию Diamond Jubilee на всех своих ключевых рынках. При этом рекомендованная компанией розничная цена на виски из этой серии не выглядела чрезмерной — 164 долл. за бутылку 0,7 л.
Ситуация с неудачной регистрацией Diamond Jubilee не первый прокол менеджеров Pernod Ricard, ответственных за работу с патентным ведомством в России. В июле 2012 года полиция арестовала крупную партию водки «Алтай», выпускаемой этой компанией (см. РБК daily от 05.09.12). Поводом для санкций стало наличие на этикетке надписи Russian vodka, которая считается наименованием места происхождения товара (НМПТ) и может использоваться в России только компаниями, получившими соответствующее разрешение в Роспатенте. В арбитражном суде представители Pernod Ricard ссылались на то, что не знали о необходимости прохождения подобной процедуры. Суд подобный аргумент не принял, арестованная водка была уничтожена, а Pernod Ricard пришлось сделать редизайн этикетки «Алтая».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?