Декоративное изображение
7 561

Поделиться

Роскачество выявило нарушения в питьевой воде 65 торговых марок

По поручению Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции Роскачество совместно с Росаккредитацией, Роспатентом, Росстандартом и Россельхознадзором провело беспрецедентное исследование рынка упакованной питьевой воды. Эксперты проверили воду питьевую природную и обработанную, минеральную столовую, лечебную и лечебно-столовую - всего 206 торговых марок девяти стран производства (194 ТМ из них - произведены в России). Товары закуплены в семи федеральных округах страны и исследованы по показателям качества, химической безопасности и фальсификации (ее признаки определялись с учетом достоверности/недостоверности информации в маркировке).

rony michaud/pixabay

rony michaud/pixabay

Согласно техническому регламенту Евразийского экономического союза (ТР ЕАЭС 044/ 2017), вода делится на природную и обработанную. Часть брендов, участвовавших в исследовании, содержала маркировку о ее природном происхождении, однако подтвердить достоверность такой информации в России в настоящее время невозможно. В поддерживающем перечне к ТР ЕАЭС 044/2017 отсутствуют методы, позволяющие подтвердить природное происхождение воды. Таким образом, требования к маркировке, которые содержатся в регламенте, декларативны.

Например, в Евросоюзе аналогичная проблема решена через процедуру авторизации: идентификация природных вод осуществляется по географическим данным источника, химическому и изотопному составу воды. А данные хранятся в библиотеке. В России аналогичная библиотека пока отсутствует.

В 65 из 206 марок обнаружены следующие нарушения:

— У 5 ТМ несоответствия действующему ТР ЕАЭС 044/2017, имеющему по новому техническому регламенту ЕАЭС 044/2017 обязательную силу, который начал действовать два года назад, в 2019 году, и после окончания переходного периода (31 декабря 2021 года);

— У 59 ТМ выявлены признаки фальсифицированной продукции;

— У 1 ТМ - несоответствия как обязательным требованиям, так и признаки фальсификации.

Кроме того, у половины исследованных товаров этикетка содержит информацию, которая может ввести потребителя в заблуждение (даже без прямого умысла производителя), так называемая «легальная фальсификация». Например, указание на натуральность, эко-характеристики, визуализация образов (горы, леса, родники и т. д.) или товарные знаки, указывающие на природное происхождение воды (обозначения «источник» на упаковке и т. д.).

Обнаруженных проблем довольно много, однако в целом исследованная вода безопасна. Большинство нарушений связано с достоверностью маркировки.

Рейтинг обнулен у 6 ТМ: в питьевой воде «Акватонус», «Богородское» и «Тигирецкая», выявлены несоответствия техническому регламенту Евразийского экономического союза (ТР ЕАЭС 044/ 2017) по сумме нитратов и нитритов, у ТМ Aquanika («Aqanika kids») — по нитратам. Превышение нитритов и нитратов свидетельствует о проблемах в водоподготовке (техногенное загрязнение или естественный фон скважины).

В питьевой воде «Ахун» обнаружен остаточный хлор, при этом на этикетке указана надпись, которая может свидетельствовать о природном происхождении воды: «Вода, рожденная в национальном Сочинском Парке». Если выявлен хлор остаточный свободный — это косвенно указывает на обработку воды хлором. Согласно ТР ЕАЭС 044/2017, для природной и детской воды такая обработка запрещена. Для обработанной же содержание хлора не должно превышать предельно допустимого уровня.

В минеральной воде «Обуховская-13» выявлено повышенное содержание марганца, что не противоречит ТР ТС 021 (по которому задекларирована вода), но является нарушением требований действующего ТР ЕАЭС 044/2017, имеющего обязательную силу с 31.12.2021 г.

«Повышенное содержание марганца больной вопрос для производителей минеральной воды. Марганец всегда идет в паре с железом, и если вода железистая, то там он обязательно присутствует в концентрации, превышающей сейчас установленный норматив. Вопрос о внесении изменений в регламент о содержании марганца в лечебных и лечебно-столовых минеральных водах в настоящий момент прорабатывается», - объясняет ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности (филиал ФГБНУ «ФЦПС им. В. М. ГОРБАТОВА» РАН), к.б.н. Елена Севостьянова.

Фактическое содержимое бутылки должно соответствовать заявленному на этикетке химическому составу, в ином случае это нарушение Федерального Закона «О качестве и безопасности пищевой продукции». Продукция с такими несоответствиями обладает признаками фальсификации (подделки).

Исследование показало, что по содержанию микроэлементов не соответствовали маркировке: 1 ТМ лечебной, 15 ТМ столовой, 11 ТМ лечебно-столовой минеральной воды и 33 ТМ питьевой воды (всего - 60 ТМ).

Возможно, большинство из выявленных несоответствий - это неумышленные ошибки (вовремя не отслеженные производителем) при нанесении информации на этикетку. Это связано с тем, что большая часть воды заявлена как природная, а такая вода имеет сезонные колебания, которые не заложены ни в обязательных требованиях к указанию микроэлементов, ни на информации в маркировке. Однако факт остается фактом.

Серьезным фактом является то, что более 40 ТМ минеральной воды содержали указание на группы минерализации, но при этом были изготовлены не по ГОСТ, предусматривающему деление на группы (и это, например, «Боржоми», «Эвиан»). Производители необоснованно указывали на этикетках группы, что вводило потребителя в заблуждение.

Указание группы воды (фактически направление лечебного действия) критично для минеральной воды. Врач, выписывая пациенту минералку в лечебных или профилактических целях, рекомендует именно группу минерализации (гидрокарбонатную, хлоридно-сульфатную и т. д.), а не отдельную торговую марку.

Напомним, что обязательных требований к гидрохимическому составу по группам воды не установлено. Требования ГОСТ 54316–2020 на группы воды применяются производителями на добровольной основе. Поэтому привлечь к ответственности производителя, выпускающего воду заявленной группы, но с отличающимся гидрохимическим составом, невозможно. Кроме того, при исследовании минеральной лечебно-столовой воды у 2 ТМ выявлена нехватка основного действующего вещества - сульфат-иона. То есть, фактически эти марки не обладают заявленным лечебным эффектом.

Ранее Роскачество разобралось с творогом.

Кроме того, Роскачество выяснило, что 82% потребителей покупают органические продукты.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами