Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Роскачество: в сети стремительно растет число фальшивых интернет-магазинов
Интернет-мошенники многократно увеличили свою активность этим летом.
Ivan Kruk/shutterstock
Многие методы удаленного обмана, опробованные впервые в период пандемии, теперь поставлены на поток: чаще всего это фальшивые сайты заказа еды, билетов и путевок. По одному только сегменту пиццерий и только за май были зарегистрированы 3496 подозрительных доменов, которые включают в себя слово «pizza», из них 879 — за одну последнюю неделю перед летом.
Менее популярны из-за высокого ценника мошенничества, но также встречаются онлайн-магазины, якобы продающие гаджеты и бытовую технику. Они могут существовать довольно долго, имитируя реально существующие магазины — по созвучию или написанию адреса, а также по дизайну. Причем, подделывают не только сайты крупных игроков рынка, но и более мелкие маркетплейсы.
Если невнимательный покупатель «приобретает» товар в таком магазине, он просто переводит деньги мошенникам и оставляет им свои платежные данные, а в обмен не получает ничего. Жаловаться чаще всего некому, так как контакты на сайте указаны фальшивые или чужие, а защита прав потребителей в российской цифровой сфере пока не уделяет подобным сделкам должного внимания.
Рекомендации руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества Антона Куканова:
— Прежде всего, не пользуйтесь малознакомыми сайтами, старайтесь не переходить по ссылкам из рекламных сообщений, почтовых рассылок и личных сообщениях. Лучше всего вводить адрес сайта вручную.
— Проверяйте подлинность сайта: написание имени, наличие SSL-сертификата (символ замочка) и протокола HTTPS. Не оставляйте свои платежные данные на сайтах, которые вызывают сомнение. Если сайт выглядит, как страница крупного магазина известного бренда, но есть отличия в написании адреса сайта — это повод усомниться в его подлинности.
— Проверяйте на сервисах Whois, когда сайт был зарегистрирован, и не покупайте ничего на недавно созданных ресурсах. Фишинговые сайты живут относительно недолго.
— Большие скидки (40–50%), особенно на дорогостоящие товары вроде смартфонов, и цена существенно ниже рыночной должны вас насторожить. Даже если это не прямое мошенничество, велик риск получить подделку (например, в случае с брендовыми кроссовками, «паленые» копии которых по низкой цене часто продают онлайн).
— Проверьте юридические реквизиты; если они указаны на сайте, совпадают ли они друг с другом и реальными записями в ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Мошенники часто используют чужие или истекшие реквизиты; если реквизиты неправильные или их вовсе нет, не покупайте ничего в таком онлайн-магазине.
— Очевидный стоп-фактор: если форма оплаты предполагает перевод по реквизитам частному лицу или на электронный кошелек (если речь именно о странице, которая выглядит как магазин, а не, допустим, частная мастерская в Instagram).
— Не поддавайтесь эмоциональным манипуляциям, таким как всплывающие заманивающие баннеры, акции с таймерами оставшегося времени и.т.д.
— Всегда пользуйтесь антивирусом, часто он может заранее распознать вредоносный сайт и предотвратить переход на него и последующее хищение ваших средств.
Ранее Роскачество обнаружило шоколадный пломбир с признаками фальсификации.
Кроме того, Роскачество узнало, чего боятся россияне при покупке продуктов питания.
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.