Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Роскачество проверило воду для офисных кулеров
По поручению Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции Роскачество продолжает исследование питьевой воды. Ранее эксперты рассказали о результатах проверки упакованной питьевой воды (в том числе минеральной). В этот раз исследована вода для кулеров, которая фасуется и поставляется в емкостях многократного использования.
rony michaud/pixabay
Эксперты исследовали воду для кулеров во вторичных емкостях объемом 19 л - всего 20 торговых марок российского производства. Товары проверены по показателям химической, микробиологической безопасности, качества и фальсификации (ее признаки определялись с учетом достоверности информации, заявленной в маркировке).
Сколько микробов в воде для кулеров
В продукции 6 ТМ из 20 исследованных выявлены превышения общего микробного числа (ОМЧ) при температуре воды 22°С и/ или 37°С.
Нормативы к микробиологическим критериям установлены Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017). Сейчас действует переходный период: многие производители выпускают продукцию по нормативам, которые перестанут действовать 31 декабря 2021 года. Уже с 2022 года вся упакованная вода должна будет выпускаться только по нормативам ТР ЕАЭС 044/ 2017.
Исследование показало превышения ОМЧ (с учетом требований ТР ЕАЭС 044/2017) при 22°С: в воде «Виста» - в 1,5 раза; в водах «Аква баланс», «Родной источник», «Родной ключ», «Свежесть Алтая» и «Уральская» - в 3 раза. При этом в воде «Родной ключ» превышение ОМЧ в 15 раз даже при 37°С.
Отмечается, что методика на установление ОМЧ при 22°С пока не аккредитована в РФ: требования к числу есть, а норматива на метод, определяющий это число — нет. Исполнение норматива оказывается методически не обеспеченным, и на данный момент таких «нарушителей» нельзя привлечь к ответственности.
Пить или не пить
Когда вы используете офисный или домашний кулер, вода из него не подвергается кипячению, а в зависимости от настроек устройства нагревается от 70 до 90°С. И многие микробы выживают при данной температуре, размножаются, попадая затем в организм человека. Конечно, пить или нет воду из кулера — выбор каждого, однако при выборе необходимо учесть следующее: вода в кулере не подвергается кипячению; большая тара приводит к тому, что продукт используется медленно (вода долго стоит), что может вести к размножению бактерий; кран кулера, через который вода из бутылки попадает в кружку, может не промываться и не дезинфицироваться надлежащим образом. Именно в нем сосредоточены наиболее опасные бактерии.
Химическая безопасность и достоверность маркировки
Экспертами не выявлено превышения нитратов и нитритов, тяжелых металлов, хрома, а также хлора - то есть исследованная вода не подвергалась хлорированию.
Однако к товарам 7 ТМ из 20 возникли замечания по превышению или недостатку тех или иных химических элементов, заявленных в маркировке, что дает повод говорить о фальсификации2 продукции (даже если неверные данные указаны неумышленно). Например, выявлены несоответствия в маркировке по содержанию таких элементов как калий, кальций, магний, натрий и другие, показателям общей минерализации и жесткости воды.
Напомним, что постоянное употребление жесткой воды может вызвать нарушение минерального баланса организма (например, моче- или почечнокаменную болезнь).
Уловки на упаковке: пока это не запрещено
В маркировке товаров 16 ТМ отмечено наличие информации, которая гипотетически может ввести потребителя в заблуждение, так называемая «легальная фальсификация» или маркетинговые ходы, которые используют производители для привлечения внимания к своей продукции. Это, по сути, не является нарушением. По мнению Роскачества, вопросы, возникшие к маркировке потребительской упаковки, связаны с отсутствием на сегодня специальных обязательных требований к маркировке воды.
Что должно насторожить на этикетке воды
Указание на натуральность, эко-характеристики и т. п. встретилось у 10 товаров из 20 исследованных.
В названии обработанной воды нельзя использовать такие термины, как «ключевая» или «родниковая» (говорящие о ее якобы природном происхождении). Однако производители размещают другие надписи способные ввести потребителя в заблуждение, например «ЭкоВода», размещение символов натуральности.
В ходе исследования экспертам встречались такие надписи как «живая», «артезианская», «чистой воды идеал», «без консервантов», «без накипи», «чистая», «из подземных источников» и другие.
Использование вводящих в заблуждение надписей на иностранных языках - выявлено у 1 ТМ.
Например, на этикетке воды указана первая категория качества, при этом есть надпись на английском «Premium», что создает у потребителя впечатление «премиального» качества воды.
Визуализация образов (горы, леса и т. д.) - выявлены у 3 ТМ.
Если на этикетке графически изображены родник, озеро, снежные вершины гор и т. д., у покупателя может возникнуть ложное представление о природном происхождении воды, но по факту вода внутри окажется обычной водопроводной, обработанной химическими способами.
Использование товарных знаков, содержащих указания на природное происхождение воды (родник, источник), при этом не являющихся природными по происхождению, в этом исследовании не встретилось.
Ранее сообщалось о том, какая бутилированная вода не будет маркироваться.
Кроме того, вода со вкусом шампанского скоро появится в российских магазинах.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?