Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Роскачество: какие службы доставки привозят самые свежие продукты?
Роскачество выяснило, правда ли, что службы доставки привозят просроченные продукты.
Skylines/ Shutterstock
Чтобы оценить свежесть и качество самих продуктов, а также работу служб доставки, эксперты Роскачества исследовали микробиологическую безопасность товаров, оценили соблюдение норм товарного соседства, сроков годности, а также проверили скорость доставки.
Оценке подверглись три типа сервисов доставки: собственные интернет-магазины сетей (например, «Ашан», «ВкусВилл», «Перекресток», «Пятерочка» и другие), маркетплейсы, а также курьерские службы, такие как «СберМаркет», «Яндекс Еда» и Delivery Club. Всего в исследовании задействованы 36 служб доставки из Москвы и Санкт-Петербурга.
В продуктовую корзину вошел один и тот же набор продуктов, но намеренно с разными температурными режимами хранения и перевозки, включая мясо, молочные продукты, хлеб и овощи. Закупали товары преимущественно одних и тех же производителей, а при их отсутствии заменяли на аналоги других марок. Доставка продуктов осуществлялась напрямую в лабораторию, чтобы исключить дополнительные звенья при транспортировке.
Гонка за минуты выиграна
Стоит сразу отметить, что все 36 сервисов уложились в обозначенные ими временные интервалы доставки. В Москве рекордно быстрое время показала «Яндекс Лавка», доставив заказ за 9 минут. «ВкусВилл» и «Самокат» приехали в течение 15 минут. В Санкт-Петербурге службы доставки также соблюдают заявленное время — все они уложились в срок.
Какой сервис доставляет самые свежие продукты
Мнение о том, что магазины, осуществляющие доставку, привозят просроченные продукты, оказалось мифом. Из всех заказанных продуктов только один доставили с истекшим сроком годности — это творог, заказанный в «Дикси» (Санкт-Петербург). Просрочка составила сутки. Показательно, что несмотря на это, в твороге не обнаружено отклонений по микробиологическим показателям.
Лилия Котельникова, начальник отдела испытаний Роскачества объясняет это тем, что при установлении сроков годности пищевой продукции ее хранение осуществляют по продолжительности с учетом коэффициента резерва, который добавляется к сроку годности, то есть немного дольше. «Продукция в конце срока годности и немного после при соблюдении температурных условий при закладке на хранение может соответствовать требованиям нормативных документов», — добавила эксперт.
Таким образом, при доставке только один товар из 252 заказанных был просрочен. Правда молоко в последний день срока годности доставил сервис «Яндекс Лавка» (Санкт-Петербург). Большинство служб доставки, наоборот, привозили свежие товары — первой половины или середины срока годности.
Как выяснилось, самые свежие продукты питания в Москве доставляют торговая сеть «Ашан», курьерская служба «СберМаркет» (товары доставлены из магазина Metro Cash & Carry) и маркетплейс Ozon Express, в Санкт-Петербурге - супермаркет Spar, а также «СберМаркет» и маркетплейс iGooods (товары последних доставлены из Metro Cash & Carry). Эти службы доставки привезли продукты питания преимущественно первой половины срока годности.
Наименее свежими из заказанных продуктов оказались творог, молоко и куриное филе (вторая половина срока годности).
Оформляя доставку, покупатель не застрахован от некачественных товаров
В курином филе, которое эксперты заказали в сетях «ВкусВилл», «О'кей», «Перекресток» и Globus, сервисах «Яндекс Лавка» и iGooods, выявлены превышения по показателю КМАФАнМ, Этот показатель характеризует безопасность и свежесть продуктов питания. Большое содержание КМАФАнМ чаще всего свидетельствует о нарушении температурных режимов хранения, транспортировки и реализации продуктов.
Аналогичное нарушение обнаружено в молоке, которое доставили «Самокат» и сеть Globus в Москве, что также говорит о возможных проблемах при хранении и транспортировке продуктов.
Кроме того, в молоке из «Самоката», а также дважды в твороге различных марок из сетей «Лента» и «ВкусВилл» (все — в Москве) обнаружены бактерии группы кишечной палочки. Эксперты отмечают, что интенсивное развитие таких бактерий может приводить к появлению различных пороков вкуса и затхлым запахам.
Другое свидетельство ранней порчи продукта — повышенное содержание дрожжей. Их высокое содержание обнаружено в твороге, который доставили из магазинов «ВкусВилл», «Дикси», «Лента», «Пятерочка», «Утконос» и Globus (все в Москве). Повышенное количество дрожжей в твороге может быть как из-за низкого качества сырья на производстве, нарушении санитарных норм, так и условий транспортировки, хранения или реализации. Одна из основных причин порчи творога — хранение без соблюдения температурного режима.
Куриное филе с листериями: где начинается ответственность производителя
Все заказанные товары были исследованы по микробиологическим показателям, установленные техническими регламентами (данные показатели характеризуют соблюдение условий доставки и хранения товаров).
Выяснилось, что в курином филе «Троекурово» и «Петелинка» обнаружены листерии, что является грубым нарушением законодательства (ТР ТС 021/2011). Причем нарушения установлены дважды (из 36 заказов) в каждой из торговых марок. Листерия также выявлена и в курином филе марки «ВкусВилл».
Причина появления патогенных бактерий — нарушение правил санитарного контроля при производстве и хранении сырья, а не сами сервисы доставки продуктов, объясняют в Роскачестве. Особенность пищевой промышленности заключается в том, что именно на стадии переработки продукции существуют колоссальные риски того, что буквально вся партия товара может прийти в непригодность из-за несоблюдения санитарных норм (так называемые «болезни грязных рук»: листерии, кишечная палочка, золотистый стафилококк и т. п.).
На предприятия пищевой промышленности листерии могут попадать с основным сырьем (молоко, мясо, птица, рыба), оборотной тарой и упаковкой. Помимо этого, источником загрязнения продукции могут быть работники предприятия, занятые первичной обработкой сырья и не соблюдающие правила личной гигиены. Листерии могут заноситься на предприятие обувью персонала и посетителей, если она не подвергается обработке (дезинфекции) и сохраняться в частицах почвы, уличной пыли.
Другим проблемным продуктом стал творог марки «Самокат» — в продукции найдена бактерия сальмонелла, что также является нарушением законодательства (ТР ТС 033/2013). Присутствие сальмонеллы указывает на нарушения производства и хранения сырья — еще до того, как готовый продукт отправится в магазин.
Почему плохо, когда хлеб, курица, яйца и творог — в одном пакете
Подавляющее большинство служб доставки не соблюдает правило товарного соседства и складывает овощи, хлеб, курицу, бытовую химию и молоко в один пакет. Это несет дополнительные риски загрязнения продуктов, переноса бактерий, нарушения температурного режима хранения во время транспортировки.
«Если вам привезли все продукты в одном пакете, и вы подозреваете нарушение температурных условий перевозки, от доставки всегда можно отказаться», — говорит юрисконсульт отдела Роскачества по защите прав потребителей Игорь Поздняков.
Если курьер уже на пороге с пакетом заказанных вами продуктов, у вас есть право отказаться от товаров.
Сервисов доставки, которые разные категории товаров упаковывают в отдельную тару и только потом кладут в общий пакет, то есть соблюдают правила товарного соседства, немного. И в Москве, и в Санкт-Петербурге ими оказались доставки сетей «Ашан» и «Лента», а также маркетплейс Ozon.
В Роскачестве также предупредили о риске недовеса или подмены при заказе товаров через службы доставки. Несмотря на то, что доставщики могут фасовать овощи и фрукты в собственную тару, товары все равно должны быть промаркированы. Например, томаты не все службы доставки привезли промаркированными.
Ранее Роскачество отметило рост доверия потребителей к российским винам.
Роскачество: «Московская» колбаса стала менее жирной и менее соленой, чем в СССР.
Интервью
Про рецепты создания цепляющих роликов и какой должна быть реклама FMCG?