Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Роскачество. Итоги исследований обнадеживают
Доля высококачественных продуктов на российском рынке превышает 25%
За год работы Роскачество было протестировано около 1,5 тысяч товаров, 25% из которых признаны соответствующими повышенным стандартам качества.
Российская система качества (Роскачество) за год работы исследовало около 1,5 тысяч товаров народного потребления. В объекты исследования попала одежда для обучающихся, рыбная продукция, игристое вино, продукты переработки зерна и многие другие категории товаров. Всего опубликовано 37 исследований, включая первое международное тестирование телефонов, которое проходило совместно с ICRT (InternationalConsumerResearch & Testing).
Исследования проходили по 20-120 показателям качества и безопасности, которые нормируются обязательными требованиями Технического регламента Таможенного союза, ГОСТами или стандартами Роскачества, которые разрабатывает специальный технический комитет при Росстандарте. В данные повышенные стандарты закладывают дополнительные потребительские свойства, которые не учитываются обязательными нормативными документами. Например, для претендентов на Знак качества в категории красной икры Роскачество ввело показатель содержания т.н. джуса – икорного сока, и зарегламентировало в своем стандарте на уровне не более 5%. Так же Роскачество не допускает для шампанского повышенного качества искусственной газации, лишней ледяной глазури для замороженной рыбы или искусственных консервантов в майонезе или остатков антибиотиков в меде. Подобным повышенным стандартам качества соответствуют более 25% всех исследованных товаров, что показывает в целом высокую культуру производства многих категорий товаров. Всего государственный Знак качества за год работы был присвоен 67 товарам российского производства – подсолнечному и сливочному маслу, икре, филе трески, муке, макаронам и товарам легкой промышленности, в том числе, для детей.
Основные проблемы на рынке – нарушения по части маркировки товаров. Так, около 70% процентов всех нарушений – несоответствие заявленной маркировке или отсутствие необходимой информации. Кроме того, зачастую товары маркируются как соответствующие ГОСТу, однако на практике по ряду показателей госстандарта товары испытания не проходят. Например, в товарах легкой промышленности зачастую заявлено 80% натуральных материалов, однако, в ходе лабораторных испытаний выявляется 80%-ая синтетика. Как правило, несоответствия товаров легпрома по санитарно-гигиеническим показателям – воздухопроницаемости и гигроскопичности из-за низкого качества исходного сырья, которое ввозится, при этом, качество обработки материалов и пошива в стране – на высоком уровне. Зачастую иностранные товары не маркируются на российском языке, без указания производителя , что не соответствует законодательству. Фальсификация рыбной продукции может доходить до 25% – посредством ДНК-секвенирования эксперты выявили подмену филе трески на более дешевые минтай или пикшу. Интересно, что один из самых распространенных потребительских мифов о повсеместной фальсификации молочной продукции не подтвердился. Согласно результатам исследований, добавление растительного жира было выявлено в менее 10% случаев.
В ходе исследований Роскачество выявляет системные проблемы – например, нарушения санитарных норм в продуктах может происходить не по вине производителя, а из-за нарушений условий хранения на всей товаропроводящей цепи. Подобные проблемы были выявлены в результате исследований рыбной и молочной продукции. В частности, уже были опубликованы данные о несоответствиях микробиологических показателей в икре, сельди, лососевых в ломтиках, сливочном масле. Роскачество в свою очередь закупает образцы продукции только в тех точках продаж, где температурные режимы были соблюдены, процесс закупки и соответствие всем требованиям подтверждается актами закупки. Однако гарантировать, что условия хранения были соблюдены на всей цепи движения товара не предоставляется возможным.
В ряде категорий, в частности, мед натуральных и обувь для детей ясельного возраста, Роскачество столкнулось с несовершенством законодательства. Так, по результатам исследований детской обуви ни один иностранный или российкий производитель не смог выдержать требования ТР ТС по показателю масса полупары – т.е. веса одного ботинка. Тогда отрасль призналась, что в связи с технологией производства, использованием качественной, но более тяжелой кожи и дополнительных конструкций обуви выполнить данный показатель физически невозможно. Роскачество инициировало изменение требований Технического регламента Таможенного союза. Обратная ситуация была выявлена при исследовании меда – российские стандарты не гармонизированы с мировыми требованиями по показателям остатков антибиотиков в конечном продукте. В то время как за рубежом запрещены остатки любых препаратов, в России регламентируются всего две группы антибиотиков. По мнению экспертов отрасли, данная проблема отчасти мешает российским производителям экспортировать товар в страны с более жесткими нормами. Роскачества по результатам работы также направило предложения об изменении требований законодательства.
По результатам исследований сделан и ряд позитивных выводов. Так, ни одного нарушения требований технического регламента по безопасности не выявлено в таких категориях товаров, как сушки, игристые полусладкие вина, подсолнечное масло, макароны, майонезы, кетчупы, яйца, соль и др. Интересно, что в ряде категорий, например, масложировой продукции, эксперты оценили высокую культуру производства продуктов – без лишней химии, искусственных консервантов и добавок. Ряд российских товаров в таких категориях, как макароны, мука, масло, ряд категорий легкой промышленности, например, – куртки из высокотехнологичных синтетических утеплителей, могут составить конкуренцию лучшим международным брендам, а по своим потребительским характеристикам превосходят потребительские ожидания.
Согласно данным последнего социологического опроса, по итогам первого года работы Роскачества, уровень узнаваемости Роскачества среди населения достиг 25%, уровень доверия превышает 75%. При этом, уровень узнаваемости российского Знака качества среди респондентов отмечен на уровне около 30%.
Марта Галичева, Пресс-служба Роскачества
Интервью
«Лента» и CSI: «Бизнесу нужно быстро проверять свои идеи»
Как ритейлер ускорил внесение изменений в ИТ-сервисы и снизил затраты на техподдержку.