Декоративное изображение
3 840

Поделиться

Росалкоголь поспорил с Росстатом о контрафактном алкоголе

В распоряжении РБК daily ока­зались материалы закрытой коллегии Росалкогольрегулирования (РАР), в которых подводятся итоги массового перелицензирования участников рынка в прошлом году. В результате активности регулятора количество производителей сократилось на треть, с оптового рынка ушла пятая часть игроков. Вместе с тем доля контрафактного алкоголя все еще остается высокой: по версии самого РАР, она составляет 23%. Хотя по сравнению с данными Росстата, который оценил теневой рынок в 37%, и этот показатель выглядит как достижение.

Массовое перелицензирование участников алкогольного рынка в 2011 году стало одним из ключевых элементов первого этапа государственной реформы алкогольного рынка. Целью тотальной проверки участников рынка было удаление из бизнеса недобросовестных предпринимателей, которых госчиновники винили в засилье нелегальной алкогольной продукции в России.

Еще перед началом зачистки рынка один из главных идеологов алкореформы депутат Госдумы Виктор Звагельский откровенно говорил о желании выдавить с него небольших игроков: «Для алкогольного рынка России нет никакой необходимости в наличии большого количества мелких игроков. Отрасль будет гораздо легче контролироваться, когда останутся только легальные и прозрачные производители».

Представители бизнес-сообщества сомневались, что недавно созданному регулятору удастся эффективно провести столь масштабную операцию, указывая на большой объем работы, малочисленность сотрудников РАР и возможность реализации коррупционных схем при проведении перелицен­зирования.

Однако, как следует из материалов закрытой коллегии РАР, состоявшейся 22 марта, федеральной службе удалось выполнить поставленную задачу. За год проверяющие осуществили более 3,8 тыс. выездных мероприятий, после которых число операторов рынка сократилось на 22% (с 2630 до 2041). Алкогольных лицензий стало меньше ровно на четверть (их количество снизилось с 3037 до 2264). Значительно большие потери понесли производители: количество спиртзаводов и ЛВЗ за 2011 год уменьшилось на 32%, до 341 предприятия. Оптовики пострадали меньше других: их число сократилось на 19%, до 1690 организаций.

На коллегии РАР также был рассмотрен вопрос об объемах нелегальной продукции на рынке. Согласно данным Росстата, в 2011 году объем розничных продаж водки (135,9 млн дал) на 36,5% превысил объем легального производства (86,3 млн дал). Однако в Росалкоголе считают, что данные Росстата некорректны.

Согласно представленным в РАР декларациям о производстве, российские ЛВЗ совокупно за год произвели 104,5 млн дал водки. Таким образом, доля контрафакта в рознице в 2011 году составила 23%. Разницу в данных в РАР объясняют занижением показателей объемов производства для Росстата со стороны недобросовестных компаний.

Между тем более оптимистичные данные Росалкоголя по теневому рынку могут говорить о желании регулятора подчеркнуть позитивные результаты своей работы. В начале года Виктор Звагельский заявил, что, если до конца года количество алкогольного контрафакта не сократится до 25%, государство поставит вопрос об эффективности работы РАР и задумается о возможности перехода от госрегулирования к госмонополии.

По мнению директора отраслевого агентства ЦИФРРА, от сокращения числа компаний на рынке выиграли крупные производители водки, сумевшие нарастить свою долю рынка за счет ухода мелких. «Никто не сомневался, что данная реформа производится в пользу крупных производителей, – утверждает г-н Дробиз. – И данные Росстата за 2011 год тому подтверждение».

Действительно, согласно статистике крупнейшим водочным компаниям (за исключением «Русского алкоголя» и «Рус­ского стандарта») удалось увеличить производственные показатели на фоне общего падения рынка. Самый впечатляющий результат продемонстрировали «Синергия», выпустившая водки в 2011 году на 21,2% больше, чем годом ранее, и Алкогольная сибирская группа, прибавившая 7,3% при общем падении рынка на 9,5%.

«На рынке стало значительно меньше операторов, существование которых вызывало много вопросов, – подтверждает председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. – Непонятно, каким образом завод, который по документам загружен на 3%, умудряется не только сводить концы с концами, но еще и платить сетевикам за полку». По мнению г-на Доброва, это может означать только то, что завод производит левую водку.

«В Росалкоголе сумели найти абсолютно легальный, но при этом убивающий наповал инструмент для решения задач по сокращению рынка, – продолжает г-н Дробиз. – Они не стали ничего выдумывать, а собрали в единый документ все существовавшие раньше технические требования к оборудованию складов и производственных помещений. Исполнить эти требования оказалось по силам далеко не всем».

Вопреки ожиданиям перелицензирование не привело к коррупционным скандалам. В Федеральной антимонопольной службе, открыто выступавшей с жесткой критикой действий РАР, в беседе с РБК daily признали, что число обращений от участников рынка с жалобами на действия регулятора в ходе перелицензирования было незначительным. В основном они касались превышения полномочий службы при проведении проверок.

Денис Пузырев, РБК Daily

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами