Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ритейлеры выторговали трудовую квоту
Продуктовым сетям разрешат нанимать мигрантов
Продуктовые ритейлеры настаивают на квоте в 25% для иностранных граждан, которые могут работать в штате торговых сетей. Пять лет назад правительство запретило это делать ритейлерам, поэтому они вынуждены нанимать гастарбайтеров у сторонних компаний. С прошлого года это стало накладным, Федеральная миграционная служба (ФМС) штрафует сети за подобные действия.
Торговым сетям вскоре разрешат нанимать на работу легальных мигрантов. Вчера в ходе правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова Министерству труда и занятости было поручено разработать соответствующий нормативно-правовой акт, который бы устанавливал квоту на привлечение иностранного персонала торговлей, равную 25%. Об этом “Ъ” рассказал исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский.
«Экономически активное население России не считает привлекательной работу в розничной торговле и соглашается на нее только в крайних случаях, рассматривая ее как временную, что подтверждается текучкой персонала в торговле порядка 80%»,– говорится в письме АКОРТ к министру промышленности и торговли Денису Мантурову; оно датировано концом сентября 2012 года и обосновывает необходимость квоты в 25% (есть у “Ъ”).
Только в Москве количество открытых вакансий в ритейле составляет более 60 тыс. человек, любая компания розничной торговли сегодня испытывает серьезнейшую потребность в привлечении линейных сотрудников, утверждает господин Белоновский.
По словам директора по корпоративным отношениям X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») Михаила Сусова, сейчас в компании работают более 100 тыс. человек, почти все из этого числа – линейный персонал. Ритейлер вне Москвы и Санкт-Петербурга не использует иностранных работников на таких должностях, как грузчик, уборщик, разнорабочий. В обеих столицах торговая сеть «арендует» у сторонних компаний до 30% иностранных работников.
Нулевая квота на использование мигрантов в розничной торговле установлена постановлением правительства от 22 декабря 2011 года: не разрешается нанимать иностранцев в магазины с «алкогольными напитками, включая пиво», с фармацевтическими товарами, в палатки и на рынки, задействовать их в торговле вне магазинов.
Аналогичные ограничения устанавливаются каждый сезон начиная с 2007 года. Но несмотря на идентичность постановлений, с лета 2011 года Федеральная миграционная служба (ФМС) соответствующие нормы расширила и на аутстаффинговый персонал, то есть на внештатных сотрудников, оформленных в штат сторонней организации, например, клининговой компанией.
Осенью 2011 года ритейлер «Билла» начал оспаривать действия ФМС в Москве, которая сочла торговую сеть виновной в совершении административного правонарушения, «выразившегося в несоблюдении ограничений на осуществление отдельных видов деятельности» (ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 18.17 Кодекса об административных правонарушениях; штраф – 0,8–1 млн руб., «Билле» грозили штрафы на сумму в 9,6 млн руб.). Уже зимой «Билла» начала проигрывать суды по этим искам.
Дело в том, что в России вопросы, связанные с мигрантами, регулируются законом «О правовом положении иностранных граждан», который содержит лишь два вида трудовых отношений с иностранными гражданами: трудовой договор и гражданско-правовой. Для Трудового кодекса есть трудовой договор, вне которого – гражданско-правовые отношения. Понятия аутсорсинг в российском праве не существует, что провоцирует сложности и недопонимание, отмечают юристы.
В конце 2011 года АКОРТ уже обращалась за поддержкой в правительство, настаивая на отмене нулевых квот на привлечение иностранного персонала. На эту просьбу 3 ноября 2011 года в ассоциацию пришел ответ из Минздравсоцразвития, в котором отмечалось, что практика привлечения иностранных работников по договорам аутсорсинга является полностью законной.
Евгения Перцева, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.