Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ритейлеры, производители, поставщики: Нам нужен "Кодекс чести"
Торговля пытается оградить себя от дальнейшего вмешательства государства в бизнес
Торговое сообщество пытается оградить себя от дальнейшего вмешательства государства в бизнес-процессы. Как стало известно РБК daily, ритейлеры и поставщики решили создать так называемый торговый кодекс чести, который поможет снять самые острые противоречия, оставшиеся после принятия закона о торговле. Аналогичный документ, в котором поднимались такие вопросы, как условия договоров поставок и торговые наценки, уже готовился в 2007 году, однако так и не был принят.
На следующей неделе участники Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка, в том числе Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Национальная мясная ассоциация, Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз», Национальный союз производителей молока «Союзмолоко», а также объединения малого и среднего бизнеса, начнут составлять свой кодекс чести.
«Саморегулирование отрасли позволит добиться, чтобы закон о торговле в будущем не ужесточался, – пояснил необходимость создания кодекса исполнительный директор АКОРТ Илья Белоновский. – Торговые сети и поставщики вместе составляют новый документ, поэтому «заказчиков» ужесточения закона о торговле просто не будет».
Закон о торговле вступил в силу 1 февраля 2010 года и полноценно заработал спустя шесть месяцев, когда сети привели договоры поставки в соответствие с его нормами. Новый свод правил был создан в основном для того, чтобы защитить поставщиков от произвола со стороны торговых сетей и снизить цены в магазинах. В частности, ритейлерам запретили брать с контрагентов бонус более 10% от стоимости поставки, а также открывать новые точки, если доля сети достигла 25%.
По словам г-на Белоновского, сейчас в центре внимания экспертного совета снова будет переговорный процесс между торговыми компаниями и поставщиками. «Будем разбирать конкретные кейсы, устанавливая правила, добиваться того, чтобы общение было корректным и взаимовыгодным», – отметил он. Председатель общественного совета при Минсельхозе и глава «Союзмолока» Андрей Даниленко добавил, что ритейлерам и поставщикам проще самим договориться, как действовать в тех или иных ситуациях, чем выяснять отношения в суде – «это дорогая и длительная история».
«Часто топ-менеджеры ритейлеров даже не подозревают, как их сотрудники из отдела закупок ведут себя на переговорах с поставщиками, – жалуется г-н Даниленко. – А процесс обсуждения и выработка правил позволят, во-первых, всем узнать, как ситуация обстоит на самом деле, а во-вторых, искоренить неэтичное обращение». Он будущий документ назвал купеческим кодексом.
Аналогичный кодекс торговые сети и их партнеры уже составляли в 2007 году. В августе того же года текст был даже направлен на согласование в ФАС. Свои подписи под обращением к руководителю антимонопольного ведомства Игорю Артемьеву поставили глава АКОРТ и Х5 Retail Group Лев Хасис, гендиректор «Нестле Россия» Бернар Менье, гендиректор «Мосмарта» Эрик Блондо и председатель совета директоров «Русбренда» и «Вимм-Билль-Данна» Давид Якобашвили.
Тогда в своде добросовестных практик фигурировали шесть пунктов: совместное определение условий договоров производителями, поставщиками и сетями; публичность договоров поставки; расширение системы скидок; невозможность запрета торговых наценок; использование электронных технологий и международных стандартов идентификации товаров. Однако в 2007 году кодекс чести принят не был, так как началась подготовка закона о торговле.
Сейчас, судя по всему, участники экспертного совета будут отталкиваться именно от того варианта добросовестных практик, отмечает исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев. Но на этот раз они будут расширены и углублены, принимая во внимание тот факт, что отношения в торговле уже регулируются соответствующим законом.
Евгения Перцева, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?