Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ритейлеры не успели поменять валюту
Аренда магазинов подорожала из-за падения рубля
Из-за девальвации рубля, подешевевшего с начала года по отношению к доллару на 10%, у ритейлеров начались трудности с арендой магазинов. Большинство сетей, чья выручка формируется в национальной валюте, платят владельцам недвижимости в долларах. Проблему усугубляет сокращение объемов розничной торговли.
О том, что ритейлерам из-за девальвации стало сложнее оплачивать арендные платежи, “Ъ” рассказал гендиректор «Азбуки вкуса» Владимир Садовин. По его словам, сейчас сети пытаются договориться с владельцами недвижимости об установлении предельной ставки, как это было в кризис 2008 года. «Больше всего падение курса рубля сказалось на продавцах непродовольственных товаров: им помимо аренды приходится рассчитываться в долларах и за импортные материалы, от которых они сильно зависят»,– отмечает Денис Долматов, возглавлявший ранее одежную сеть Modis. Тем не менее консультанты на рынке недвижимости беспокоятся за судьбу продуктовых ритейлеров: по данным Praedium, на их долю приходится 40% рынка аренды торговой недвижимости, 22% – на долю продавцов одежды и обуви. Девальвация сыграет на руку непродовольственным сетям, так как многие продавцы такой продукции могут долго хранить продукцию, закупленную еще при стабильном курсе рубля, приводит свою точку зрения гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Такая ситуация, добавляет он, спровоцирует рост цен, который к маю составит около 10%.
Из-за девальвации рубля во второй половине 2013 года зафиксировано падение на 13% интереса ритейлеров к покупке и аренде торговой недвижимости, подтверждает директор департамента торговой недвижимости Praedium Сергей Камлюк. Сейчас на рынке торговой недвижимости, несмотря на то что уровень вакантных площадей составляет 1,2%, наблюдается насыщение, комментирует руководитель отдела исследований Cushman&Wakefield Денис Соколов. «К нам больше никто не приходит и не говорит, что хочет сразу открыть 200 торговых точек»,– добавляет он. По данным Cushman&Wakefield, аренда в торговых галереях обходится в $0,5–4 тыс. в год за 1 кв. м, сетям приходится доплачивать еще $150–250 за 1 кв. м. в год в виде сервисных сборов.
Тяжелее всего ослабление рубля могут пережить гипермаркеты, уверен Сергей Камлюк. Даже в стабильные времена не всем ритейлерам удавалось развивать в России формат больших магазинов. По данным Infoline, в 2012 году по всей стране закрылись 39 гипермаркетов, в 2013 году – 11 точек. В четвертом квартале 2013 года три гипермаркета омской сети «Геомаркет» (принадлежит «Геомарт-Ритейлу»), гипермаркет «Поляна» в Абакане (ЗАО «Регионмарт»). X5 Retail Group в прошлом году и начале этого года закрыла четыре гипермаркета «Карусель» в Рязани, Чебоксарах, Санкт-Петербурге и Челябинске. По словам представителя X5, закрытие в Петербурге проведено ради повышения эффективности эксплуатации объекта, который планируется сдать в аренду.
Проблему с дорожанием аренды магазинов усугубляет снижение объема розницы, который в 2013 году, по данным Nielsen, сократился на 6,3% по сравнению с 2012 годом. Больше всего потерял непродуктовый ритейл – 6,9%, в то время как оборот продовольственных сетей сократился на 1,4%. «Большинство покупателей, опасаясь кризиса, сокращают объемы потребления»,– отмечает директор по работе с розничными сетями Nielsen Илона Лепп. Росстат оценивает оборот розничной торговли в 2013 году на уровне 23,668 трлн руб. (47% – продовольственные товары, 53% – непродовольственные), что на 3,9% больше показателей 2012 года. Впрочем, даже в оптимистичных данных Росстата есть негативная тенденция: в январе этого года оборот розницы в стране вырос на 2,4% по сравнению с январем 2013 года. Это один из самых низких показателей за последние несколько лет: в январе 2013 года аналогичный показатель вырос на 3,5%, 2012-го – на 6,8%.
Александра Мерцалова, Олег Трутнев, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.