Декоративное изображение
3 936

Поделиться

Ритейлеры начали уведомлять правительство о подорожании продуктов у поставщиков

Цены клюнули

Первые факты роста закупочных цен на продукты после введенного эмбарго на поставки из стран, поддержавших санкции против России, дошли до правительства. Как стало известно “Ъ”, о повышении поставщиками цен на креветки и красную рыбу более чем на 20% Минпромторг уведомил один из крупнейших отечественных ритейлеров – X5 Retail Group. Министр сельского хозяйства Николай Федоров уже предупредил, что случаями роста цен могут заняться Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и правоохранительные органы.

Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») сообщила Минпромторгу, что ее поставщик креветки ООО «Си Прод» уведомил компанию о повышении отпускных цен на 20–36% с 11 августа, рассказал источник “Ъ”, близкий к Минпромторгу. ООО «Си Прод» объяснило это увеличением затрат на транспортировку и хранение товара и переходом на предварительную систему оплаты сырья со своими поставщиками. Аналогичное уведомление о планируемом повышении цен ритейлер получил и от поставщика красной рыбы – ЗАО СК «Ритейл», говорит собеседник “Ъ”. Также, по его словам, о корректировке объемов и стоимости продукции сообщило в письме своим клиентам и ООО «Фрут Сервис», поставляющее плодоовощную продукцию.

Начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов подтвердил, что ритейлер консультировался с Минпромторгом. «К нам поступило несколько писем о повышении цен, с которым не можем согласиться,– говорит господин Русанов.– Мы уведомили поставщиков, что в рамках ежедневного мониторинга можем предоставить информацию в регулирующие органы, чтобы у властей были объективные данные, кто инициирует повышение, насколько и под каким предлогом». В рамках «Кодекса добросовестных практик» Х5 Retail Group будет тщательно изучать подобные письма поставщиков и стараться договариваться о взаимоприемлемых условиях, добавляет господин Русанов. В пресс-службе Минпромторга сообщили, что пока официальных извещений от ритейлеров о повышении цен поставщиками не поступало, однако не исключили, что те могли информировать министерство в неофициальном порядке.

В СК «Ритейл» подтвердили, что направляли письма ритейлерам: директор по развитию компании Михаил Скобкин пояснил, что речь шла не о поставках охлажденной норвежской рыбы (она на складах компании уже закончилась), а о продукции из чилийского лосося, себестоимость которой будет выше из-за более дорогой логистики. Впрочем, в компании не смогли спрогнозировать, как вырастет цена, так как рыба в Чили еще не закуплена. В «Си Прод» отрицают факт поднятия цены на креветку, уточняя, что остатки запрещенной продукции отгружаются по старой цене, однако в связи с ограниченностью этой продукции будут перераспределять объемы в рамках заключенных договоров со своими контрагентами. Получить комментарий в ООО «Фрут Сервис» не удалось.

В прошлую среду, 6 августа, Владимир Путин подписал указ о запрете на один год импорта сельхозпродукции из стран, введших санкции против России (США, Евросоюз, Норвегия, Канада, Австралия). Согласно постановлению правительства, опубликованному на следующий день, под запрет попали молоко, сыр, творог, мясо, рыба, колбаса, овощи, фрукты, орехи и т. д.

В ГК «О`кей» (работает с «Си Прод») и в Metro Cash & Carry говорят, что уведомлений поставщиков об изменении цены не получали. В «Магните», «Дикси» и «Ленте» комментариев не предоставили. Представитель крупного ритейлера рассказал “Ъ”, что поставщики сети тоже предупреждают о повышении цен, но пока только устно, поэтому компания не может обратиться к чиновникам. Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов отмечает, что повышение цен носит частный характер и пока чаще происходит со стороны локальных российских поставщиков, чем от крупных операторов.

Источник “Ъ” в правительстве подтверждает, что власти уже видят попытки поставщиков мяса спекулировать и обещают подобные действия пресекать, о чем еще на прошлой неделе предупредил премьер-министр Дмитрий Медведев. Вчера же министр сельского хозяйства Николай Федоров сообщил, что у его министерства уже есть несколько бригад надзорных организаций, следственных органов, которые прорабатывают всю появляющуюся информацию. «Не исключаю, что в ближайшее время могут быть возбуждены определенные дела – административные со стороны ФАС или даже правоохранительных органов, более строгие, чем те, которые могут привлекать к административной ответственности»,– цитирует «Интерфакс» господина Федорова.

Начальник управления контроля химической промышленности и АПК ФАС Анна Мирочиненко объясняет, что, согласно закону «О торговле», правительство может ограничивать максимальную торговую надбавку. «Со своей стороны, ФАС, безусловно, усилит контроль на продовольственных рынках, скорее всего, будет открыта “горячая линия” на сайтах антимонопольных органов, которая позволит более оперативно реагировать на те изменения, которые происходят в продуктовой сфере»,– сказала госпожа Мирочиненко. Еще один собеседник “Ъ” добавляет, что, согласно закону «О торговле», если в течение 30 дней в определенном субъекте розничные цены на отдельные социально значимые продовольственные товары выросли более чем на 30%, правительство имеет право установить предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта. Но при этом действовать они могут не более 90 дней.

Партнер адвокатского бюро «Дмитрий Матвеев и партнеры» Наталия Щербакова напоминает, что необоснованное повышение цен чаще всего становится следствием согласованных действий или сговоров на рынке. «Если ФАС выявит такие нарушения, то виновным грозит штраф, который может составить до 15% от оборота, полученного в ходе противоправной деятельности»,– говорит госпожа Щербакова.

Анастасия Дуленкова, Анна Зиброва, Денис Скоробогатько, Ольга Мордюшенко, ИД «Коммерсантъ»

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами