Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ритейлеры и поставщики не будут выносить сор из избы
Ритейл и поставщики договорились не выносить конфликты на публику
Как стало известно РБК daily, в один из главных документов, которые торговля выработала за последние годы, – Кодекс добросовестных практик – может быть внесен новый пункт. Он предписывает ритейлерам и поставщикам, подписавшим кодекс, не выносить свои конфликты на уровень органов власти, пока он не будет рассмотрен в рамках Межотраслевого экспертного союза (МЭС) или комиссии по применению кодекса.
В середине января члены комиссии по применению кодекса добросовестных практик предложили внести в документ новый пункт: стороны конфликта не привлекают органы власти к своим конфликтам и проблемам, до того как «завершится неудачей попытка найти согласованное решение в рамках МЭС или комиссии по применению кодекса», говорится с протоколе заседания (копия есть в распоряжении редакции).
Президент ГК «Дикси» и действующий член комиссии по применению кодекса Илья Якубсон, комментируя это решение, говорит, что в российском ритейле за последние два года саморегулирование сделало огромный рывок вперед и сейчас просто неразумно выносить на уровень органов государственной власти вопросы, которые могут быть решены кулуарно. «Зачастую такие обращения рассогласованы, они отражают узкую позицию стороны и требуют дополнения комплексным видением других участников потребительского рынка, в итоге запросы все равно возвращаются на экспертизу в отрасль», – объясняет г-н Якубсон.
Председатель координационного совета Союза независимых сетей России Олег Пономарев (глава калининградской торговой сети «Семья») поддерживает это решение комиссии. «Суды никому не приносят удовлетворения, внесудебное урегулирование вопросов нами изучено, и наша задача – решать любые споры во внесудебном пространстве», – утверждает г-н Пономарев. С ним соглашается коммерческий директор компании «Ангстрем» Оксана Линник, которая говорит, что компания старается не доводить споры даже до комиссии.
По данным протокола заседания комиссии по применению Кодекса добросовестных практик, до 17 февраля будут разработаны точные формулировки – либо в виде дополнительной статьи, либо дополнения в одну из существующих статей кодекса. Затем поправки направят для одобрения в ФАС.
У антимонопольщиков, скорее всего, не возникнет претензий к новому пункту кодекса. «Вне зависимости от того, что прописано в кодексе, участники рынка не ограничиваются в том, чтобы обращаться в органы власти, если считают, что их права нарушаются», – говорит начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. ФАС исходит из того, что подписание кодекса – джентльменское соглашение. Однако, как говорит г-н Нижегородцев, соглашение это пакетное, поэтому следующий шаг – четко прописанная процедура рассмотрения конфликтов.
По словам члена комиссии по применению кодекса, председателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Максима Протасова, в дальнейшем в положении о комиссии сроки рассмотрения споров будут прописаны короткие.
Гендиректор сети «Азбука вкуса» Владимир Садовин так же рассматривает соглашение, как джентльменский акт. «Мы все взяли на себя определенные обязательства, если кто-то из сторон будет затягивать процесс рассмотрения конфликта, пользуясь этой статьей, ничто не помешает нам обратиться в органы власти», – говорит г-н Садовин.
«Должны быть желание и воля следовать правилам подобных кодексов, а среди российских компаний подобного не наблюдается», – говорит один из крупных поставщиков продуктов питания. По его словам, на Западе кодексы соблюдают, и они имеют значение для участников рынка, а в России такие инструменты саморегулирования пока не развиты. Также он напомнил, что сейчас в договорах между поставщиком и ритейлером содержится пункт о том, что стороны должны найти согласованное решение по спорному моменту, прежде чем обратиться в суд или в ФАС.
Представитель компании, работающей на алкогольном рынке, согласился прокомментировать РБК daily решение, принятое Комиссией по соблюдению добросовестных практик, при условии сохранения своей анонимности: «Нам слишком дорого и слишком тяжело доставалось место на полках в сетях, чтобы потерять его из-за публичного комментария».
«Я знаю, что ритейлеры предлагали производителям алкоголя подписать кодекс, но получили отказ. И это было разумное решение, – рассказал собеседник РБК daily. – Представители АКОРТ очень любят подсовывать эту бумажку (Кодекс добросовестных практик. – РБК daily) поставщикам при любом удобном случае. И многие поставщики подписывают, надеясь тем самым сохранить их лояльность. В реальности никаких дивидендов от существования этого кодекса для поставщиков нет. Наоборот, когда у сетей возникают претензии к поставщику, они машут перед носом этим кодексом и говорят: «Как же так? Вы ведь подпиcали этот документ».
Анна Левинская, Алексей Кузьменко, Денис Пузырев, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?