Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
3 274
Поделиться
Ритейлеры чаще всех нарушают права потребителей
Чаще всего права потребителей в России нарушают торговые предприятия. К такому выводу пришла Счетная палата.
И порекомендовала правительству разработать долгосрочную стратегию по защите прав потребителей и подкорректировать законодательство в этой части, поскольку в нем имеются существенные пробелы. Такие рекомендации аудиторы выдали, проверив, насколько эффективно справляется со своими функциями Роспотребнадзор. "Счетная палата впервые провела мероприятие, в рамках которого оценила, как госорган выполняет возложенную на него функцию, оказывающую непосредственное влияние на повышение качества жизни людей", - рассказывает "РГ" аудитор Владимир Катренко.
Для аудита были выбраны Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и четыре ее территориальных органа. Однако в ходе проверки были выявлены не столько недостатки в работе Роспотребнадзора, сколько прорехи в законодательстве, которые не позволяют защищать потребителей максимально качественно.
"Роспотребнадзор ежегодно проводит порядка 140 тысяч проверок, постоянно увеличивается число внеплановых из-за роста жалоб людей", - продолжает Владимир Катренко. Более двух третей нарушений приходятся на сферу торговли, и их число постоянно растет. Наиболее типичные нарушения - это отсутствие полной и достоверной информации о продавце и товаре, документов, подтверждающих безопасность продукции, нарушение сроков годности товаров и правил продажи,. Значительное число нарушений зафиксировано в сфере жилищно-коммунальных услуг. Несмотря на то что законодательство России в основном соответствует требованиям Руководящих принципов для защиты интересов потребителей, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, имеющиеся нормативные правовые акты не в полной мере обеспечивают правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей. И не всегда позволяют Роспотребнадзору работать более эффективно.
Например, поясняет Владимир Катренко, сейчас запрещено использовать при внеплановых проверках "эффект внезапности", то есть о проверке надо заранее предупреждать. "В итоге недобросовестный продавец, реализующий товары с истекшим сроком годности, зная о проверке, имеет возможность временно устранить нарушения, а после ее завершения вернуться к соответствующей практике", - говорит он.
Кроме того, в законодательстве есть пробелы, позволяющие недобросовестному предпринимателю и уклониться от проверки. Не урегулирован механизм выездной проверки, если при ее проведении отсутствует руководитель или его представитель. "В итоге недобросовестные предприниматели избегают проверок", - продолжает аудитор. Отсутствует механизм переноса срока проверки, если руководитель болен или находится в отпуске. А если меняется наименование юрлица и место фактический адрес, проверки в текущем году исключаются.
Есть и еще факторы, затрудняющие защиту прав потребителей. Например, отсутствует универсальный правовой механизм защиты прав неопределенного круга потребителей, который бы позволил в случае признания противоправным действия конкретного предпринимателя по отношению к потребителям априори считать аналогичное действие противоправным и со стороны других предпринимателей.
Тем не менее Роспотребнадзор достаточно неплохо справляется со своими обязательствами, и реальная, финансово измеримая польза практически превышает расходы государства на это направление работы службы. Так, в 2011 году при участии Роспотребнадзора присуждено в судах в пользу потребителей почти 1,2 миллиарда рублей. Хотя и внутри ведомства есть свои проблемы, например, кадровые. Так, штаты центрального аппарата ведомства и управления по Москве укомплектованы на 75-78 процентов. Связано это с существенной разницей между зарплатой работников и средней зарплатой на рынке. Например, средняя зарплата сотрудников Роспотребнадзора в столице в 2011 году была 15,9 тысячи рублей, а рабочих и служащих по Москве, включая организации малого предпринимательства, - 40,5 тысячи рублей.
И еще одну неожиданную негативную тенденцию выявили аудиторы - общества защиты прав потребителей, которые по идее должны быть помощниками Роспотребнадзора, стали за деньги защищать, наоборот, предпринимателей от потребителей.
Российская газета Марина Грицюк
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?