Декоративное изображение
3 284

Поделиться

Ритейлеры чаще всех нарушают права потребителей

Чаще всего права потребителей в России нарушают торговые предприятия. К такому выводу пришла Счетная палата. И порекомендовала правительству разработать долгосрочную стратегию по защите прав потребителей и подкорректировать законодательство в этой части, поскольку в нем имеются существенные пробелы. Такие рекомендации аудиторы выдали, проверив, насколько эффективно справляется со своими функциями Роспотребнадзор. "Счетная палата впервые провела мероприятие, в рамках которого оценила, как госорган выполняет возложенную на него функцию, оказывающую непосредственное влияние на повышение качества жизни людей", - рассказывает "РГ" аудитор Владимир Катренко. Для аудита были выбраны Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и четыре ее территориальных органа. Однако в ходе проверки были выявлены не столько недостатки в работе Роспотребнадзора, сколько прорехи в законодательстве, которые не позволяют защищать потребителей максимально качественно. "Роспотребнадзор ежегодно проводит порядка 140 тысяч проверок, постоянно увеличивается число внеплановых из-за роста жалоб людей", - продолжает Владимир Катренко. Более двух третей нарушений приходятся на сферу торговли, и их число постоянно растет. Наиболее типичные нарушения - это отсутствие полной и достоверной информации о продавце и товаре, документов, подтверждающих безопасность продукции, нарушение сроков годности товаров и правил продажи,. Значительное число нарушений зафиксировано в сфере жилищно-коммунальных услуг. Несмотря на то что законодательство России в основном соответствует требованиям Руководящих принципов для защиты интересов потребителей, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, имеющиеся нормативные правовые акты не в полной мере обеспечивают правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей. И не всегда позволяют Роспотребнадзору работать более эффективно. Например, поясняет Владимир Катренко, сейчас запрещено использовать при внеплановых проверках "эффект внезапности", то есть о проверке надо заранее предупреждать. "В итоге недобросовестный продавец, реализующий товары с истекшим сроком годности, зная о проверке, имеет возможность временно устранить нарушения, а после ее завершения вернуться к соответствующей практике", - говорит он. Кроме того, в законодательстве есть пробелы, позволяющие недобросовестному предпринимателю и уклониться от проверки. Не урегулирован механизм выездной проверки, если при ее проведении отсутствует руководитель или его представитель. "В итоге недобросовестные предприниматели избегают проверок", - продолжает аудитор. Отсутствует механизм переноса срока проверки, если руководитель болен или находится в отпуске. А если меняется наименование юрлица и место фактический адрес, проверки в текущем году исключаются. Есть и еще факторы, затрудняющие защиту прав потребителей. Например, отсутствует универсальный правовой механизм защиты прав неопределенного круга потребителей, который бы позволил в случае признания противоправным действия конкретного предпринимателя по отношению к потребителям априори считать аналогичное действие противоправным и со стороны других предпринимателей. Тем не менее Роспотребнадзор достаточно неплохо справляется со своими обязательствами, и реальная, финансово измеримая польза практически превышает расходы государства на это направление работы службы. Так, в 2011 году при участии Роспотребнадзора присуждено в судах в пользу потребителей почти 1,2 миллиарда рублей. Хотя и внутри ведомства есть свои проблемы, например, кадровые. Так, штаты центрального аппарата ведомства и управления по Москве укомплектованы на 75-78 процентов. Связано это с существенной разницей между зарплатой работников и средней зарплатой на рынке. Например, средняя зарплата сотрудников Роспотребнадзора в столице в 2011 году была 15,9 тысячи рублей, а рабочих и служащих по Москве, включая организации малого предпринимательства, - 40,5 тысячи рублей. И еще одну неожиданную негативную тенденцию выявили аудиторы - общества защиты прав потребителей, которые по идее должны быть помощниками Роспотребнадзора, стали за деньги защищать, наоборот, предпринимателей от потребителей. Российская газета  Марина Грицюк

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами