Декоративное изображение
3 847

Поделиться

Ритейлеров уравняют в налоговых правах

Интернет-торговлю не отличат от розницы

Как и предполагал “Ъ”, власти намерены вплотную заняться контролем не только посылок с товарами, приобретенными в иностранных интернет-магазинах, но и ситуации с онлайн-торговлей в целом. Для этого придется уравнять в условиях традиционный ритейл с интернет-торговлей. Ежегодно бюджет недосчитывается десятков миллиардов рублей налоговых и таможенных платежей из-за «серых схем» в секторе электронной коммерции, оценивают эксперты.

О том, что государство постарается уравнять в «допустимой мере» условия для традиционного ритейла и торговли через интернет, заявил вчера помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов. «На сегодня интернет-торговля облагается как обычные покупки физических лиц. А у нас есть очень крупные центры, которые сложились и успешно развиваются, и здесь происходит неравная конкуренция,– цитирует господина Белоусова “Прайм”.– Те, кто работает в интернет-торговле, почти не платят таможенных пошлин, практически не платят НДС. Это не совсем справедливо».

Как уже сообщал “Ъ”, вопрос интернет-торговли затронул на прошлой неделе в рамках ежегодного послания Федеральному собранию Владимир Путин. «По инициативе фискальных органов правительство готовит предложения по упорядочению интернет-торговли»,– заявил президент и попросил депутатов сделать «предложения на этот счет».

Собеседники “Ъ” уже тогда предполагали, что речь может идти не только об усилении контроля за посылками из иностранных интернет-магазинов, но и за всей онлайн-торговлей, часть которой сейчас продает товар, даже не используя кассовые аппараты.

По оценкам PricewaterhouseCoopers, с 2008 по 2012 год объем рынка электронной торговли в России вырос с $3,5 млрд до $10,4 млрд. При этом объем российского рынка e-commerce вырастет до $36 млрд к 2015 году, достигнув 4,5% всех розничных продаж, оценивал Morgan Stanley.

На российском рынке электронной торговли действует около 30 тыс. компаний, большая часть из которых работает с нарушением законодательства, утверждает исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Виталий Жигулин. «Большинство нелегально ввезенных товаров сегодня продается в интернете. Цена на них существенно ниже легально ввезенных – прежде всего за счет уклонения от уплаты НДС и таможенных пошлин»,– отметил он. По его словам, ситуация усугубляется на фоне более чем двукратного роста объемов трансграничной торговли в этом году (до 100–120 млрд руб.) по сравнению с 2012-м и активным использованием этого канала незаконными предпринимателями. По оценкам АКИТ, российский бюджет уже в 2013 году понес потери от незаконного передвижения товаров через таможенную границу на сумму около 30 млрд руб.

Задача государства в том, чтобы привести в соответствие с правовыми нормами «серый сегмент» небольших онлайн-ритейлеров, что поддерживают и крупные участники рынка, отмечает представитель «М.Видео» Антон Пантелеев. «При этом для компаний, которые работают вбелую, нет принципиальной разницы между онлайн- и офлайн-направлениями – это просто разные каналы продаж»,– добавляет он.

Магазины закупают товар у российских поставщиков, априори считая, что товар растаможен, в его цену уже включены пошлины, рассказывает основатель «Сотмаркета» Всеволод Страх. «Правильно задекларировать товар – обязанность дистрибутора. Есть те, кто закупает у нероссийских, но это уже параллельный импорт, такая схема не может считаться “белой”,– говорит он.– Помимо пошлин “белый магазин” платит все те же самые налоги, что и обычный ритейл (НДС, налог на прибыль и т. д.), выступая налоговым агентом для своих сотрудников: уплачивает за них НДФЛ, а также платит во внебюджетные фонды необходимые отчисления».

По оценкам гендиректора Enter Сергея Румянцева, по «черным» или «серым» схемам работают до 80% игроков рынка интернет-торговли России: предприниматели пользуются высоким лимитом беспошлинного ввоза товаров и осуществляют оптовые поставки под видом физических лиц, избегая уплаты НДС и таможенных пошлин. В результате недобросовестные участники рынка получают преимущество в цене до 30–40%. «При прогнозируемом объеме рынка интернет-торговли по итогам этого года 0,5 трлн руб. государство недополучит десятки млрд рублей в бюджет»,– оценивает господин Румянцев.

Роман Рожков, Павел Белавин, ИД «Коммерсантъ»

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами