Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ритейлеров предупреждают о повышении цен на табак
Компания JTI, лидер российского табачного рынка, предупредила ритейлеров о повышении в течение сентября максимальных розничных цен (МРЦ) на часть своих ключевых брендов — Camel, Mild 7 и "Русский стиль" — больше чем на 10%. Почти на столько же к началу осеннего сезона повысили МРЦ и конкуренты JTI — BAT, Philip Morris и Imperial Tobacco. Все продукты, входящие в потребительскую корзину, с начала года подорожали не менее чем на 15%, говорят эксперты, но табачники из-за действия МРЦ вынуждены регламентировать изменения цен.
В распоряжении "Ъ" оказались письма представителей западных табачных компаний, в которых они информируют розничные и специализированные сети о грядущем повышении максимальных розничных цен на свою продукцию. С 1 сентября повысить МРЦ на свои марки West и Imperial Classic с 21 до 23 руб. и с 9,5 до 12 руб. соответственно планирует компания Imperial Tobacco. Российский офис British American Tobacco (BAT) разослал ритейлерам информационное письмо с предупреждением об изменении МРЦ еще в конце мая. С 1 июня BAT поднял МРЦ на весь портфель более чем на 15%: сигареты семейства Vogue Arome подорожали с конца прошлого года 48 до 54 руб., Kent 3-Tek — с 38 до 43 руб., Kent Nanotek — с 42 до 48 руб., Lucky Strike — с 31 до 38 руб.
В российском офисе Philip Morris рассказали, что уже повысили МРЦ на ряд марок с 1 августа. По информации ритейлеров, МРЦ на сигареты семейства Marlboro увеличилась с 35 до 38 руб., Parliament — с 50 до 53 руб., LM — с 21 до 23 руб. "На ряд марок МРЦ уже повысились, на остальные изменения произойдут в течение сентября",— сообщил менеджер крупной розничной сети.
По словам пресс-секретаря российского офиса JTI Анатолия Верещагина, его компания повысила МРЦ на ряд марок с 1 июля: в частности, МРЦ на флагманский бренд компании Winston была увеличена с 23 до 25 руб., на "Русский стиль" — с 29 до 31 руб. От комментариев относительно возможного повышения МРЦ на другие бренды сигарет господин Верещагин воздержался. Впрочем, о намерении JTI повысить МРЦ на весь портфель в пределах 10% в течение сентября уже осведомлены ритейлеры. В разосланных им прайс-листах сообщается, что в течение сентября JTI повысит цены на сигареты семейства Mild Seven с 37 до 40 руб., Camel — с 31 до 34 руб., Lucia — с 50 до 55 руб., "Русский стиль" — с 30 до 33 руб.
Система МРЦ была введена с 1 января 2007 года и означала новый порядок взимания акциза с табачных производителей — для них действует фиксированный акциз за 1 тыс. сигарет с фильтром плюс 5% от максимальной розничной цены. Производители имеют право менять максимальные розничные цены раз в месяц, о чем обязаны заранее уведомлять ФНС, при этом розничные точки не имеют права продавать сигареты по более высокой цене. Впервые МРЦ на пачках появилась в январе 2007 года: к установлению МРЦ производители подошли очень осторожно, и в результате они оказались даже ниже декабрьских. На следующее масштабное повышение МРЦ табачные компании решились только к ноябрю: BAT повысила цены в среднем на 1 руб. на всю продукцию, за исключением сигарет дороже 80 руб. за пачку, JTI также повысила МРЦ на свои бренды в среднем на 2 руб. (см. "Ъ" от 3 ноября 2007 года).
Нынешнее повышение в компаниях мотивируют сразу несколькими причинами. Господин Верещагин объясняет, что дальнейший пересмотр МРЦ будет зависеть от акцизной политики правительства. В 2008 году акциз для табачников повысился по сравнению с 2007 годом на 20%, в 2009 году было запланировано повышение на 21%, но в мае правительство подготовило поправки к Налоговому кодексу, в соответствии с которым рост акциза составлял уже 25% в 2009-м и 22% в 2010 году.
BAT в информационном письме, разосланном ритейлерам, объясняет повышение также и текущими экономическими факторами: "В течение последних нескольких лет цены на сигаретную продукцию в России росли гораздо медленнее, чем цены на другие товары массового спроса... и доходы населения". По расчетам авторов письма, начиная с 2002 года ежегодный рост инфляции составлял в среднем 12%, ежегодный рост доходов на душу населения в течение 2003-2007 годов — 23%, при этом в сегменте недорогих сигарет ежегодный рост цен составил в среднем 6%. "Вот почему мы считаем, что данные меры не повлияют на общие темпы роста инфляции, к тому же сигареты не являются частью потребительской корзины",— говорится в письме.
Директор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков тем не менее уверен, что хотя официально сигареты не включены в потребительскую корзину, все-таки они являются продуктом первой необходимости. "Курящих граждан в России много, причем чаще всего это малообеспеченные слои населения, соответственно, рост цен на сигареты потребители ощутят моментально",— уверен господин Бобков. По его расчетам, с начала года продукты, входящие в потребительскую корзину, подорожали не менее чем на 15%. Рост цен на ряд FMCG-товаров уже привел к снижению спроса потребителей на самые дорогие из них и, как следствие, к падению финансовых показателей производящих их компаний. Так, в связи с этим крупнейший производитель продуктов питания "Вимм-Билль-Данн" в конце прошлой недели объявил о снижении прогнозного показателя EBITDA по итогам 2008 года с $410-430 млн до $275-290 млн. Впрочем, директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко уверен, что снижение спроса из-за удорожания сигарет табачным компаниям не грозит: "Это товар с очень низкой эластичностью спроса по цене: те, кто привык курить определенную марку, вряд ли уже когда-нибудь изменят своим предпочтениям".
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?