Декоративное изображение
4 950

Поделиться

Ритейлеров накрывает пассивной волной

В первые недели нового года россияне, испугавшись девальвации, активно тратили накопленные сбережения, однако в последние недели января наметился спад потребительской активности. И ожидать ее роста на фоне падения доходов населения и сокращения импорта в 2009 году не стоит.

В целом статистика за январь свидетельствует о том, что активность потребителей в Москве была выше прошлогодней на 18%, — говорится в исследовании компании «Ватком» (проводит мониторинг посещаемости торговых центров и розничных сетей). Однако в течение января наметилась отрицательная динамика потребительской активности: в первую неделю января по сравнению с аналогичным периодом 2008 года ее спад составил 4%. Впрочем, незначительное падение сменилось резким — на 26% — всплеском на второй неделе по сравнению с первой.

По мнению экспертов «Ваткома», это может быть связано с ростом посещаемости развлечений на второй праздничной неделе, а также с новогодними скидками — люди острее обычного отреагировали на возможность более экономных покупок. Помимо этого, многие люди отложили поездки и остались в Москве, часть из них получила бонусы по итогам года и отправилась их тратить, — добавляет аналитик ФК «Уралсиб» Наталья Смирнова: «На фоне девальвации рубля люди побоялись потерять все свои сбережения».

Действительно, развившаяся на фоне девальвации рубля паника заставила россиян активно тратить свои сбережения. По данным Росстата, только в четвертом квартале прошлого года расходы россиян превысили доходы на 166 млрд рублей. При этом денежные накопления населения (рублевые вклады, наличные рубли и ценные бумаги) за последние пять месяцев сократились на 9,7% или 832,9 млрд рублей. Показательно, что еще в октябре расходы в целом по России были на 24,6% меньше доходов, однако, уже в ноябре они на 7,1% обогнали доходы. В общей сложности в 2008 году впервые расходы россиян превысили доходы на 4,1 млрд рублей (25, 5264 трлн рублей против 25,5223 трлн).

Впрочем, после всплеска потребительской активности наметилось замедления роста: на третьей неделе января он составил всего 8% (по сравнению со второй), а за последнюю неделю активность даже снизилась на 3,5%.

По мнению ведущего консультанта компании «Магазин магазинов в ассоциации с СB Richard Ellis» Оксаны Аверкиной, данные «Ваткома» показывают количество посетителей торговых центров, но не покупателей. «По нашим оценкам январские продажи не оправдали надежд ритейлеров, — отмечает она. — Был всплеск продаж в декабре и падение спроса в январе, что объясняется сезонностью. При этом нельзя однозначно сказать, что у всех ритейлеров снизились плановые показатели: кто-то отмечает общий спад спроса до 30%, кто-то говорит, что продажи остались на прежнем уровне».

«Традиционно в январе покупательская активность замедляется по сравнению с декабрем, но в этом году мы не заметили спада, — рассказывает представитель X5 Retail Group (управляет продуктовыми сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Анна Карева. — Продуктовый — наиболее защищенный (от падения спроса, — BFM.ru) сектор, ведь люди не перестанут есть. Но мы ожидаем, что люди будут больше обращать внимания на цену, будут менять свою потребительскую корзину в сторону более дешевых базовых продуктов».

Россияне уже начали экономить, соглашается Наталья Смирнова из «Уралсиба»: основные продажи сместились в сторону дискаунтеров и гипермаркетов в силу их агрессивной ценовой политики.

Так, наибольший темп роста выручки в четвертом квартале показали магазины формата дискаунтер (39%) и гипермаркет (37%), — говорится в отчете X5 по итогам 2008 года. В последние три месяца значительно вырос трафик (количество покупателей) в дискаунтерах — на 15%. В то время как торговая выручка «Седьмого континента» (управляет 140 магазинами форматов супермаркет и гипермаркет) в декабре 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 увеличилась всего на 10% — до 4,849 млрд рублей.

Наметившийся в январе спад по покупательской активности продолжится. «Снижение реальных располагаемых доходов и сокращение импорта скажется на спросе. Его снижение ритейлеры уже ощущают на себе», — отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

По данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения снизились в ноябре 2008 года на 6%, в декабрь — на 11,6% (по сравнению с предыдущим месяцем). При этом, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за первые четыре недели текущего года объем российского импорта из стран дальнего зарубежья сократился на 35,6% по сравнению с январем 2008 года. Так, импорт машиностроительной продукции уменьшился на 46,9% до 3,3 млрд долларов, продовольственных товаров и сырья для их производства — на 24,9% (1,3 млрд долларов), химической продукции — на 28,9% (1,1 млрд), текстильных изделий и обуви — на 2,7% (586,3 млн).

При этом падение спроса на ряд товаров уже достигло весьма серьезных масштабов. Так, в январе 2009 года, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в России было продано 116,9 тысячи новых автомобилей, что на 33% (или на 58,1 тысячи машин) меньше, чем за аналогичный период 2008 года.

«Повышения активности покупателей даже к лету ожидать не стоит, прежде всего, из-за роста цен, снижения реальных доходов населения. Изменения произойдут после улучшения общей экономической ситуации, но в этом году ожидать подобного не стоит», — заключает Оксана Аверкина.

Александра Ходонова, BFM.RU 

Обсуждения по теме:

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами