Декоративное изображение
4 187

Поделиться

Ритейл ждет 5-летка дорогих денег

Потребительский рынок будет развиваться медленно, а темпы ввода новых торговых площадей составят порядка 700 тысяч кв. м в год. Такие прогнозы дали эксперты консалтинговой компании Cushman & Wakefield в ходе конференции MAPIC Russia 2019.

Эксерты Cushman & Wakefield проанализировали процессы в российской экономике и разработали концепцию «четырех пятилеток», на основе которой сделали прогноз развития рынка ритейла и торговой недвижимости в ближайшие несколько лет.

В 2004–2008 годах (1-я пятилетка) в России длился период бурного экономического роста, для которого была характерна низкая стоимость денег (красная кривая на графике): инфляция «съедала» процентную ставку. Понятно, что в этих условиях деньги необходимо вкладывать. Рынок быстро развивался.

Вторая пятилетка охватывает с 2009 по 2013 год. «Многим кажется, что это был кризис 2008 года, последующее падение и восстановление, — прокомментировал Денис Соколов, руководитель департамента „Исследования и аналитика по Восточной Европе“ Cushman & Wakefield. — На самом деле, это было замедление экономики, можно сказать, „мягкая посадка“ после высоких темпов роста. В этот момент мы увидели, что стоимость денег пошла вверх, деньги стали дорогими и их стало гораздо труднее получить. Неудивительно, что ВВП и экономика стали замедляться».

По мнению Дениса Соколова, сегодня мы находимся между двумя важнейшими периодами на сломе экономической модели: «Пятилетка 2014–2018 годов — это не экономическая стагнация, как ее некоторые называют, нет, это переходный период от динамичной экономики, в которой во главу угла ставилась маржа, к экономике проектной. Когда премьер-министр Дмитрий Медведев пишет в твиттере, что „мы будем плотно следить за ценообразованием в такой-то отрасли“, это и есть проектный подход. Мы постоянно слышим о новых проектах: „Доступное жилье“, „Проект пространственного развития России“ и так далее. На смену экономическому мышлению приходит проектное: деньги направляют не туда, где они в первую очередь принесут доход, а туда, где благодаря им будут получены и другие преимущества. Чемпионат мира 2018 — типичный пример. Для проектной экономики характерная высокая стоимость денег. Только при этом условии государство может направить развитие в нужное русло, снижая стоимость денег для определенных проектов и программ».

Также эксперт отметил, что в новой экономической реальности рынок потребления останется под давлением и будет развиваться медленными темпами. «В новой реальности нам предстоит жить до конца этого политического цикла — до 2023 года», — резюмировал Денис Соколов.

На основе этот вывода эксперты Cushman & Wakefield также прогнозируют, что в ближайшие годы в России будет вводиться порядка 700 тысяч квадратных метров новых торговых площадей в год. Это вдвое меньше, чем в период с 2012 по 2016 годы, но это все равно самые высокие темпы в Европе. «Российский рынок торговой недвижимости — крупнейший в Европе. Он составляет 21 млн квадратных метров, — прокомментировала Татьяна Дивина, старший директор Cushman & Wakefield. — Сегодня рынок набрал вес, он близок к зрелости и конкурентен, поэтому логично, что объемы строительства сократились».

Другие новости с мероприятия вы можете прочитать тут:

Стоит ли инвестировать в коммерческую недвижимость?

Fashion House: аутлет в Санкт-Петербурге — подробности проекта.

«Мега» тестирует hands-free шопинг.

ТЦ «Павелецкая Плаза» объединится со станцией метро Павелецкая.

Анастасия Агеенкова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами