Декоративное изображение
6 430

Поделиться

Ритейл попал в капкан

«В условиях кризиса торговля — это не просто бизнес. Это важнейшая часть национальной системы жизнеобеспечения. От ситуации в отечественном ритейле зависит удовлетворение первоочередных потребностей десятков миллионов наших сограждан», — отметил на XII саммите «Торговля в России» Сергей Миронов, председатель Совета Федерации, лидер партии «Справедливая Россия».

По его словам, многие торговые сети, сделавшие ставку на стремительный рост оборотов, сегодня критически закредитованы и близки к разорению из-за снижения потребительского спроса. По оценкам ИА INFOLine, более 50 федеральных и региональных ритейлеров могут прекратить существование до конца третьего квартала 2009 года. В конце 2008−го уже закрылись более 20 региональных сетей. На очереди треть региональных ритейлеров и несколько федеральных.

Так, например, 10 торговых точек компании «Торгсервис», управляющей продуктовой сетью «Мой город», отобрал за долги «Юго-Западный банк «Сбербанка» («ЮЗБСБ»). Сейчас общая долговая нагрузка «Торгсервиса» может достигать 1 млрд. руб. (его долги перед «Сбербанком» составляют 800 млн. руб.).

В ближайшее время группа компаний «Дикси», один из крупнейших продуктовых ритейлеров в России, также может закрыть все свои магазины шаговой доступности V-Mart. По словам президента группы И.Якубсона, это решение будет рассматриваться на инвестиционном комитете «Дикси». Всего компанией с 2007 года на настоящий момент было открыто 12 магазинов VMart. Закрытие формата будет проходить в рамках избавления от непрофильных активов. Причиной закрытия является нерентабельность проекта: целевая аудитория сейчас пропадает, и этот проект, по мнению его владельцев, не имеет будущего. По мнению руководства группы, в условиях финансового кризиса, когда потребление падает, а привлекательность дискаунтеров растет, такой шаг представляется вполне обоснованным. Это позволит компании сконцентрироваться на своем основном формате — дискаунтерах. Кроме того, в будущем компания намерена закрывать и другие отдельные магазины, которые не имеют необходимой эффективности.

По словам Дмитрия Бурлова, Руководителя отдела агентских услуг компании «МАГАЗИН МАГАЗИНОВ» в ассоциации с СB Richard Ellis, от планов развития в регионах отказались Терволина, Кира Пластинина, Детский Мир, Калинка Стокманн (откроются только те магазины, по которым уже подписаны договора). Очень многие, если и не отказались полностью от региональных планов, то точно их скорректировали, предпочитая сосредоточиться на развитии в городах миллионниках и в Москве, где появилась возможность открыть точки в таких местах и по таким по ставкам, о которых даже не мечтали.

«Не хочется говорить об этом, но существуют сети, которые испытывают сейчас серьезные проблемы, при этом есть и ритейлеры, которые продолжают развитие — среди них Адидас, O’stin, Спортмастер, Nike», — рассказывает Дмитрий Бурлов.

 

Спасательный круг

«В любом случае, ритейлерам необходимо пересматривать технологию своей работы, стремясь к большей эффективности происходящих процессов. Традиционные методы сокращения издержек обычно хорошо действуют в краткосрочной перспективе, но не могут применяться бесконечно — нельзя сократить расходы на персонал и логистику в ноль. В этом смысле инновационные предложения позволяют заложить долгосрочную базу для повышения эффективности сети», — говорит Дмитрий Бурлов.

Определенные тенденции развития рынка видны уже сейчас. В связи с падением ставок сейчас хорошее время для выхода новых западных игроков на российский рынок. В связи с падением стоимости компаний, хорошее время для выкупа сети у франчайзи. В связи с падением конкуренции, хорошее время для открытия новых проектов. Западные ритейлеры имеют определенное преимущество перед российскими из-за более устойчивого финансового положения, с другой стороны, рост курса валют играет против них.

Обсуждения по теме:

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами