Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
2 728
Поделиться
"Ригла" рвется в лидеры
Фармхолдинг «Протек», развивающий сеть аптек «Ригла», готов потратить на развитие розничного бизнеса половину средств, полученных от IPO. Всего в ходе первичного размещения компания привлекла 400 млн долл., но половину из них заберет владелец «Протека» Владимир Якунин. Таким образом, на покупку аптек фармхолдинг может потратить 100 млн долл. По мнению экспертов, под стандарты «Риглы» подходят такие сети, как «Имплозия» или «Вита». В случае исполнения наполеоновских планов аптечная сеть «Протека» станет лидером фармритейла, затмив «36,6».
Сейчас «Ригла» насчитывает около 600 аптек с оборотом более 350 млн долл. в 2009 году. По словам президента «Протека» Вадима Музяева, компанию интересуют не все аптеки, а только эффективные и рентабельные, так как перед группой стоит задача расти не только в обороте, но и с точки зрения показателя рентабельности EBITDA. Он напомнил, что в 2009 году этот показатель составил 7,1%.
«Протек» интересуют как отдельные точки, так и сети, насчитывающие «десятки аптек». «Мы будем брать столько, сколько можем переварить», — уточнил г-н Музяев. По его словам, у «Протека» нет и региональных ограничений: холдинг намерен покупать аптеки в крупных городах и районных центрах. К примеру, недавно компания выиграла аукцион на право приобретения 100% акций аптечной сети «Новая аптека» в Ярославле, объединяющей шесть торговых точек.
Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк считает, что «Протек» в первую очередь заинтересован в покупке аптечных сетей — лидеров региональных рынков: «Бренд должен быть узнаваемым и значимым. Кроме того, важна прибыльность каждой точки». Гендиректор «Фармэксперт. Аналитика и консалтинг» Давид Мелик-Гусейнов, наоборот, полагает, что компании будет сложно приобрести такую сеть, чтобы каждая ее аптека была рентабельна, — в каждой сети есть слабые звенья.
«У «Протека» хорошая стратегия: компания сначала входит в бизнес не полностью, но с прицелом довести долю до 100%, или контрольного пакета. И за это время сеть должна доказать свою экономическую состоятельность, — говорит г-н Мелик-Гусейнов. — Так было с екатеринбургской сетью «Живика», например». Однако не все собственники готовы сотрудничать в таком формате. Сети, которые подходят, по мнению эксперта, под требования «Риглы», — это такие компании, как «Имплозия» или «Вита». «Однако это не значит, что «Протек» обязательно их купит», — добавил Давид Мелик-Гусейнов.
По данным DSM Group, «Ригла» на сегодняшний день занимает 3% всего аптечного рынка России, а лидер рынка аптечная сеть «36,6» — 4%. По мнению г-на Шуляка, «Протек» сможет на 100 млн долл. купить около 500 аптек. «Такое вливание может позволить аптечной сети «Ригла» обогнать «36,6», у которой на 1 января 2010 года было 1019 аптек», — резюмировал он. По оценочным данным «Фармэксперта», сейчас у «Риглы» 2—2,5% рынка и в результате поглощений сеть сможет прибавить еще 1%. «При прочих равных условиях даже без этих вливаний «Ригла» может перегнать «36,6», — добавляет г-н Мелик-Гусейнов.
Гендиректор аптечной сети «36,6» Валерия Солок рассказала, что у компании сейчас нет планов по покупке других сетей: «Мы сторонники органического развития. Уже сейчас мы открываем пять-шесть аптек и до конца года откроем всего около 100 точек». Аптечная сеть «Старый лекарь» также не планирует сделок по покупке других игроков. «Сеть органически развивается, как и было запланировано», — заявили в пресс-службе.
RBC daily
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.