Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Ригла» потеснила «36,6» на розничном рынке лекарств
Аптечная сеть «36,6» впервые уступила лидерство на розничном рынке лекарственных средств. Первое место в 2011 году заняла «Ригла», свидетельствует рейтинг «Фармэксперта». Это результат разных стратегий: моноформатная «36,6» делает ставку на более маржинальную парафармацевтику, а «Ригла», напротив, увеличивает продажи лекарств и развивает аптеки-дискаунтеры «Будь здоров», отмечают эксперты. Впрочем, пока по общему обороту «36,6» все еще впереди. Но и здесь разрыв с «Риглой» уже очень невелик.
Доля «36,6» на розничном рынке лекарственных средств по итогам 2011 года составила 2,33% против 2,47% годом ранее. Таковы данные рейтинга «Фармэксперта», который не учитывает аптечные продажи парафармацевтики, медицинской техники и сопутствующих товаров. Бессменный лидер этого рейтинга с 2006 года – аптечная сеть «36,6» – переместился на второе место.
На первой строчке теперь находится «Ригла» с долей 2,55% (в 2010 году – 2,38%, см. таблицу). На третьем месте расположилась A5 Group, купившая летом 2011 года крупнейшую подмосковную сеть «Мособлфармация» (1,99% против 1,61%). По количеству точек «36,6» уступила лидерство A5 – 1005 и 1371 соответственно. У «Риглы» – 694 аптеки.
Потеря доли «36,6» на лекарственном розничном рынке объясняется разными стратегиями компаний в прошлом году, полагает директор по исследованиям и консалтингу «Фармэксперта» Николай Беспалов. «36,6» активно старалась наращивать оборот нелекарственной продукции: в частности, компания переформатировала 10% своих аптек в открытый формат выкладки, говорит г-н Беспалов. Этим компания старалась увеличить рентабельность бизнеса, ведь лекарственные средства из перечня жизненно важных подпадают под ценовое регулирование, продолжает эксперт.
А «Ригла», напротив, начала концентрироваться на лекарственных средствах и активно открывала аптеки в формате дискаунтера. В прошлом году многие сети пошли по такому пути и стали многоформатными, добавляет Николай Беспалов. «36,6» оставалась моноформатной.
Увеличение доли рынка «Риглы» стало результатом стратегии по повышению конкурентоспособности в текущих условиях рынка, заявил РБК daily гендиректор этой сети Александр Филиппов. «Это мультиформатность, взвешенное развитие собственных торговых марок, органическое расширение сети», – уточнил он.
В условиях возрастающей конкуренции, усиления госрегулирования сектора, постоянно увеличивающейся арендной платы на первое место выходит операционная эффективность и доходность аптек, и большая доля нелекарственного ассортимента позволяет решить эту задачу, сказали РБК daily в «36,6». «В настоящее время самым актуальным для нас является обеспечение максимального роста прибыльности компании, – пояснили в пресс-службе сети. – Исторически в портфеле компании нелекарственный ассортимент занимал значительную долю». В 2011 году на него приходилось 34%. В «Ригле», впрочем, говорят, что на нелекарственный ассортимент в сети приходится 20%.
Главный показатель успеха аптечной сети не определяется оборотом лекарственного ассортимента, считает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Нужно смотреть на общий оборот сети, оборот точки и рентабельность бизнеса, говорит он. По его данным, по общему обороту «36,6» по-прежнему в лидерах, а «Ригла» на втором месте, но разрыв между ними всего 10%. Так, оборот «Риглы» в 2011 году составил 14,7 млрд руб., у «36,6» – 16,1 млрд руб. Однако средний оборот на одну точку у «Риглы» на 30% выше, чем у «36,6», подсчитал г-н Шуляк.
Маргарита Парфененкова, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?