Декоративное изображение
4 109

Поделиться

РФ стала лидером среди стран Европы по продуктовой инфляции

В минувшие выходные Росстат и европейское агентство Евростат опубликовали совместные итоговые данные о подорожании продуктов в 2008 году. Россия оказалась на первом месте в Европе с рекордными показателями –17,7% годового роста цен на продовольствие. Отечественные эксперты отмечают: в то время как в некоторых странах ЕС еда в последнее время стала дешеветь, у нас она, напротив, только дорожает.

Евросоюз, напомним, большую часть прошлого года опасался взлета инфляции, ожидая главного подвоха от продуктов питания. Однако с осени во многих странах цены стали снижаться, и общий годовой итог подорожания продовольствия составил 4,1%. Для Старого Света это многовато, для России, где цены на еду за то же время взлетели на 17,7%, – голубая мечта. О разнице между нами и европейцами можно судить по статистике декабря, когда и в России, и в ЕС темпы инфляции чуть замедлились. Для отечественных потребителей это выразилось в 1% повышения цен на продукты, для европейских – в 0,2%.

В ЕС по результатам года быстрее всего росли цены на хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, мясо и сахар. Хлеб особенно сильно «прибавил» в Литве (15,0%), мясо «выстрелило» в Болгарии (16,7%), сахар – на Мальте (12,0%). Примечательно, что цены на эти же продукты питания также поднялись и в России. Однако темпы у нас были опережающими и по сравнению со среднеевропейскими, и с «рекордсменами» ЕС: хлеб – 25,5%, мясо – 23,0%, сахар – 17,8%. Самый плохой общий годовой итог по Евросоюзу зафиксирован в экономически благополучной Финляндии, где продовольствие подорожало за 12 месяцев на 11,3%. Финнам до нас еще расти и расти, не говоря о словаках, которые стали платить за еду лишь на 2,0% больше, и уж тем более чехах – для них продовольствие стало на 1,5% дешевле.

  Российские эксперты объясняют отечественный «феномен» тем, что мировой финансовый кризис, который «догнал» РФ одной из последних, именно по ней сильнее всего и ударит. А продовольственный рынок в этом смысле станет неким итоговым показателем, поскольку он отражает все результаты антикризисных мер властей. «Сейчас очевидно, что некоторые решения неэффективны. Например, на молочном рынке цены на исходное сырье стагнировали, но у производителей они только растут, а розница и вовсе их взвинчивает. У всех сейчас проблемы с кредитами, да и оборотные средства у многих отсутствуют, но стоимость конечных продуктов в магазинах только увеличивается», – отмечает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Татьяна Рыбалова. По ее словам, цены в магазинах, по идее, сейчас должны снижаться, потому что на некоторые виды продовольствия уже упал спрос, а доходы населения неуклонно идут вниз. Однако эксперт прогнозирует дальнейший рост, который задает динамика курса доллара. «Россия очень сильно зависит от импорта. Например, по молоку и мясу этот показатель достигает 40%. Основное сырье для мясных продуктов – импортное, поэтому уже к концу месяца мы заметим, как сильно существенно они подорожают. Сейчас пока мы «доедаем» более-менее дешевое мясо, а дальше цены на него будут идти только вверх», – сообщила Татьяна Рыбалова.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин к причинам нашего несходства с Западом добавляет еще несколько факторов. «В России крайне неэффективное управление в сфере сельского хозяйства и плохо развиты торговые сети. В США, например, продукты питания дешевеют, потому что в стране очень высокая конкуренция за потребителей», – рассказал он. По его мнению, разгону продовольственной инфляции в этом году поспособствовал падающий рубль, чего не было в последние два года, когда рост цен на продукты также был очень высоким. «Но есть один фактор, который может сдержать цены, – это снижение реальных доходов населения. Людям уже не на что покупать некоторые виды продовольствия. Возможно, отдельные компании пойдут на снижение торговых наценок. Россияне становятся беднее, чего не было ни в 2007, ни в 2008 годах, когда продовольственная инфляция сопровождалась ростом доходов населения»,– отметил г-н Янин.

НИ

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами