Декоративное изображение
5 586

Поделиться

Рейтинговое агентство Fitch оценило риски российского ритейла

Непрозрачная розница

В пятницу аналитики международного рейтингового агент­ства Fitch Ratings высказали свое мнение о состоянии розничного рынка в России. По их мнению, российским ритейлерам все труднее убедить инвесторов в своей привлекательности, несмотря на то что рынок остается одним из наи-более быстрорастущих. Причина в том, что сетям не хватает четкой стратегии и финансовой гибкости, говорится в исследовании. Российские аналитики и участники рынка в свою очередь считают, что все проблемы ритейлеров на фондовом рынке связаны с мировым кризисом.

«Ряд российских ритейлеров сталкиваются с финансовыми проблемами, в основном ввиду высокого левереджа (отношение задолженности к активами. — РБК daily) и недостатка финансовой гибкости», — считает директор аналитической группы Fitch по корпоративным эмитентам Джонни Да Силва. Поэтому, по его мнению, инвесторам не стоит недооценивать бизнес-риски на российском рынке ритейла. Несмотря на существенные темпы роста этого рынка, недостаточный финансовый контроль делает многие розничные сети уязвимыми при возникновении проблем с ликвидностью.

Специалисты напоминают, что некоторым крупным розничным сетям, увлекшимся в свое время открытием новых точек, не хватало средств для финансовых выплат, и им пришлось гасить задолженность, продавая недвижимость. Так вынуждена была поступить парфюмерно-косметическая сеть «Арбат Престиж», которая, чтобы избежать дефолта при выплате купонного дохода и погашении дебютного облигационного займа на 1,5 млрд руб. в июне 2008 года, продала по договору обратного выкупа банку «Уралсиб» три магазина в Москве на Ленинском, Кутузов­ском и Ленинградском проспектах.

Среди других компаний, использующих этот метод привлечения денежных средств, Fitch Ratings выделяет «Копейку», которая в июне заключила договор продажи 18 магазинов с возможностью последующего выкупа с тем же «Уралсибом». Сумма сделки составила 1,5 млрд руб., практически все средства были потрачены на погашение дебютного займа на 1,2 млрд руб., которое состоялось в июле 2008 года. Так же поступила новосибирская АЛПИ, которая отдала пять магазинов Сбербанку и Восточно-Сибирскому банку в счет погашения задолженности за 1,1 млрд руб.

Аналитики Fitch также отметили, что напряженная ситуация с облигациями розничных сетей во многом связана с дефолтом по бумагам холдинга «Марта», который произошел в начале августа. Сначала компания не смогла выплатить купонный доход в размере 155,42 млн руб. по третьему облигационному займу на 2 млрд руб., а несколькими днями позже не прошла оферту по тому же выпуску, когда инвесторы представили к погашению бумаги на 1,2 млрд руб.

«В сложившейся ситуации инвесторы предпочитают реализовывать свои права на досрочное погашение облигаций или в обмен на отказ от использования таких прав требуют более высокие процентные ставки: 15—16% в сравнении с имевшими место ранее 9—10%», — отмечают аналитики Fitch Ratings. Повысить доходность своих бумаг решила недавно «Копейка», объявив дополнительную оферту через год с выкупом бумаг по цене 104% от номинала. Тем не менее инвесторы представили к погашению большую часть облигаций — 79% бумаг по цене 99% от номинала. «Копейке» пришлось выплатить 3,15 млрд руб.

Тем не менее, по мнению аналитика ИК «Брокеркредитсервис» Татьяны Бобровской, российские розничные сети просто попали в общую тенденцию, когда инвесторы из-за неспокойной ситуации на фондовом рынке предпочитают не рисковать лишний раз. «Судя по отчетам за полугодие федеральных сетей, ни у кого не ощущалось недостатка в ликвидности или проблем с привлечением денежных средств. Возможно, ставка повысилась на 1—2%, но кредитные линии открыты», — говорит г-жа Бобровская.

Директор департамента по связям с инвесторами компании «Магнит» Олег Гончаров также винит во всем ситуацию на рынке: «Если для ритейлеров усложнился процесс привлечения денег на фондовых рынках, это прежде всего произошло из-за мировых проблем». Банковские кредиты и деньги инвесторов в последний год несколько подорожали, но, как правило, это не мешает развитию крупных федеральных игроков, добавил эксперт.

ДАРЬЯ ЧЕРКУДИНОВА РБК daily

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами