Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ретейлеры пообещали сдержать рост цен на незначительную часть товаров
Крупные розничные компании, напуганные прокурорскими проверками, заявили о добровольной заморозке цен на «социально значимые продукты». Правда, в большинстве случаев речь идет о спецпредложении на менее чем 1% ассортимента.
Дело в скидке
Глава группы «Дикси» (сети «Дикси», «Виктория») Илья Якубсон заявил в понедельник, 9 февраля, о решении заморозить на месяц – до 9 марта – цены на социальный набор продуктов. Компания сама определила корзину продукции с фиксированной ценой: туда вошли гречневая крупа, рис, пшено, макаронные изделия, подсолнечное и сливочное масло, мука, пельмени, замороженная рыба. Плюс к этому ретейлер пообещал ввести мораторий на рост наценки «на некоторые наиболее востребованные товары»: например, наценка на несколько наименований сахара, соли, круп, масла, муки и куриные яйца не будет превышать 15% к ценам оптовиков.
Представитель «Дикси» Екатерина Куманина уточнила РБК, что товарная матрица ретейлера состоит из примерно 3 тыс. наименований – так называемых SKU (stock keeping unit). По ее словам, речь идет о зафиксированных ценах на 9 SKU, еще на 13 будет удержана наценка. То есть спецпредложение распространяется на 0,8% всех товаров. Долю таких товаров в выручке ретейлер не называет, как и сумму, в которую обойдется эта акция.
Вслед за «Дикси» о сдерживании цен отрапортовали X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Лента».
По словам представителя «Ленты», в то время как поставщики уведомляли о повышении стоимости товаров, ретейлер «инвестировал в цены». «Лента» установила минимальные, зачастую нулевые, а иногда и отрицательные торговые надбавки. В конце декабря 2014 года в магазинах в Санкт-Петербурге капуста продавалась с наценкой минус 24%. Молоко 3,4–4,5% жирности предлагалось питерским покупателям с торговой наценкой 0,34%, а кефир – 1,93%», – утверждает он.
Представитель X5 Владимир Русанов также сообщил, что «по базовой корзине цены растут медленнее, чем в среднем по рынку»: «Конкуренция как естественный регулятор более эффективна для рынка, чем административные рычаги. Мы уже приняли ряд мер. Например, расширили программу скидок для пенсионеров в «Перекрестке», повысили долю промотоваров во всех магазинах сети, а также снижаем наценки на социально значимые товары», – рассказал Русанов.
Крупнейший в России продуктовый ретейлер «Магнит» пока не предоставил комментарий.
Оценить долю низкомаржинальных продуктов в ассортименте сетей сложно, но их присутствие всегда оправдано – они являются для покупателя индикатором привлекательности цен в магазине, говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. «Подобные объявления о снижении торговых надбавок или заморозке цен – это прежде всего способ коммуникации ретейлера с покупателем, что особенно актуально сейчас – в условиях растущей конкуренции за покупательский трафик», – объясняет она. По ее словам, такие акции могут стимулировать покупателей совершать больший объем покупок, оказывая поддержку продажам.
В себестоимости даже социально значимых товаров, в том числе российского производства, высока доля валютной составляющей – это делает процесс сдерживания цен затруднительным в условиях резкого ослабления рубля, подчеркивает директор по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Представитель крупной компании-поставщика опасается, что фиксация цен приведет к убыткам поставщиков, которые «возьмут на себя риски, связанные с ростом себестоимости».
Цены на ручнике
Согласно постановлению правительства №530 в список социально значимых продуктов первой необходимости, на которые правительство имеет право замораживать цену (при росте стоимости на товар более чем на 30% за 30 дней в одном регионе), входит 24 товара. Пельмени, на которые заморозили цены в «Дикси», в этот список не входят, так же как и сыры, и колбасные изделия, о которых говорит «Лента».
Рост цен на хлеб, рис, пшено, муку, масло подсолнечное и сливочное, молоко, по данным Росстата, составил по России не более 5–6% с начала года. Макаронные изделия вообще подешевели на 1,64%. А вот капуста, лук, морковь и яблоки из списка правительства в некоторых регионах преодолели 30-процентный барьер подорожания. Например, капуста в Бурятии подорожала с 1 января сразу на 52,35%, репчатый лук в Кировской области – на 36,44%, морковь в Тульской области – более чем на 44%.
«Чаще всего снижение маржи – это соглашение между ретейлером и поставщиком о соинвестировании в продвижение какого-то продукта. При этом ретейлер должен получить дополнительный трафик, а поставщик – какие-то дополнительные маркетинговые возможности», – говорит гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.
Объяснить небывалую активность сетей в информировании о сдерживании цен можно давлением надзорных органов: с 20 по 23 января региональные прокуратуры по распоряжению генпрокурора России Юрия Чайки провели проверку сетевых магазинов по всей стране на предмет спекуляций. Прокуроры пытались выяснить, как ретейлеры формируют наценку на продукты, проверяли таможенные накладные и т.д. В нескольких регионах в результате проверки цены были снижены: в частности, об этом сообщила прокуратура Брянской области. «Средний фактический рост цен на полках магазинов компании ниже, чем рост отпускных цен поставщиков на те же продукты», – пришлось объяcняться X5 в пресс-релизе. По данным компании, оптовая цена на пшеничный хлеб выросла на 10%, а розничная цена, напротив, снизилась на 12%, цена на рис увеличилась в оптовом звене и в рознице на 48% и 39% соответственно, на подсолнечное масло – на 38% и 23%, на поваренную соль – на 30% и 4%.
Как сообщил представитель Минэкономразвития, возможность законодательного ограничения цен на продукты пока не рассматривается. «Сбор информации и проведение анализа ситуации на рынке не означают намерений о введении ограничений на цены и не преследуют такой цели», – говорится в сообщении министерства.
Фото: Bloomberg
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.