Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ресторанный бизнес России возобновил рост
Кушать подано: тенденции российского рынка общественного питания
Динамика объема рынка
В 2010 году, после небольшого сокращения объема российского рынка общественного питания (в текущих ценах) в кризисном для всей сферы услуг 2009 году (-1,7%), его рост возобновился. Прирост в прошлом году составил 9,6%. По итогам 2011 года, по оценкам Intesco Research Group, рынок общественного питания России вырастет еще на 15,2%. Однако подобная динамика наблюдалась в текущих ценах, то есть включает изменение цен на услуги общепита. Если рассматривать динамику в реальных ценах, то в 2009 году российский рынок снизился более значительно – на 7,4%. Соответственно, ниже был и прирост объема рынка в 2010 году – 6,4%. По оценкам Intesco Research Group, в 2011 году оборот общественного питания превысит докризисное значение.
Основные тенденции рынка
Фастфуд – один из самых динамичных сегментов российского общепита. В 2010 году на долю фастфуда (в т.ч. бургер-кафе, кофейни, чайные, блинные, закусочные, демократичные рестораны японской, итальянской и русской кухни) пришлось 12,6% российского рынка общественного питания.
До кризиса он рос на 25-30% в год. В кризисном 2009 году темпы прироста сократились до 18%. После кризиса, в 2010 году рынок вырос на 20%, составив 99 млрд. руб. в текущих ценах. В ближайшие годы замедления темпов не ожидается. Так, в 2011 году сегмент быстрого питания вырастет еще на четверть. Бурному росту будут способствовать две основные тенденции: приход на российский рынок и активное развитие международных игроков (Wendy's, Subway, кофейни Sturbucks и др.), а также региональная экспансия крупнейших сетей общественного питания. Рынки Москвы и Санкт-Петербурга уже насыщены фаст-фудом, тогда как в регионах пока представлены далеко не все игроки.
Россия и другие страны
Чтобы понять, насколько развита сфера общественного питания в России, необходимо, прежде всего, сопоставить ее оборот с другими странами. Россия входит в число крупнейших стран по общему обороту общественного питания. В 2010 году она находилась на 5 месте в Европе, уступая лишь Великобритании, Франции, Испании и Германии.
Тем не менее, абсолютные показатели позволяют оценить объем рынка, но не дают представления о степени развития отрасли. Чем развитее страна, чем выше уровень жизни населения, тем больший объем услуг общественного питания приходится на одного человека, поэтому для объективной лучше использовать душевые показатели оборота данной сферы.
По этому показателю Россия располагается на пятом месте с конца. Душевой оборот общественного питания в 2010 году составил 134 евро на человека. Это выше чем в Литве, Польше, Словакии и Румынии. Лидером в Европе является Люксембург, где на одного человека пришлось в 2010 году 1,6 тыс. евро, то есть более чем в 12 раз больше, чем в России. Причина этого, во-первых, – высокий уровень жизни в небольшом Люксембурге, во-вторых, – развитый туристический сектор.
Третьей причиной является просто общий уровень развития сферы услуг: разрыв в душевых доходах между Россией и Люксембургом не такой значительный, поэтому можно предположить, что в России пока просто не сформировалась культура питания вне дома. Зачатки ее можно видеть в наиболее крупных городах, где максимален товарооборот общественного питания, но не в масштабах всей страны.
Более подробную информацию Вы можете найти в комплексном исследовании Intesco Research Group«Российский рынок общественного питания. Текущая ситуация и прогноз«.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?