Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 3042
Поделиться
Регионы прочтут "Азбуку вкуса"
Уже в следующем году ритейлер "Азбука вкуса" может открыть свои первые франчайзинговые магазины. Пока сети премиум-сегмента не спешат развиваться по франшизе: из-за несоответствия требованиям свой первый подобный проект уже пришлось закрыть "Глобусу Гурмэ".
В начале декабря совет директоров "Азбуки вкуса" должен принять решение, будет ли сеть развиваться за счет франшизы, рассказал изданию гендиректор компании Владимир Садовин. После этого "Азбука вкуса" начнет заключать договоры с партнерами, и первые франчайзинговые магазины сети могут открыться в регионах уже в 2013 году. По его словам, сейчас компания заканчивает разработку пакета соответствующих документов. В договор франшизы могут быть включены обязательный аудит работы франчайзи после определенного срока, по итогам которого "Азбука вкуса" сможет приостановить использование бренда, а также опцион на выкуп его бизнеса в будущем.
Сеть супермаркетов премиум-класса "Азбука вкуса" создана в 1997 году, насчитывает 50 магазинов общей площадью 34 тыс. кв. м в Москве и области. Выручка в 2011 году — около 21,6 млрд руб. (примерно $734 млн по среднему курсу за год). Акционеры — экс-совладельцы Экспобанка Кирилл Якубовский, Андрей Вдовин, Павел Масловский и Питер Хамбро (у них почти 50% бумаг), контроль над сетью — у основателей Максима Кощеенко и Олега Лыткина. По размеру выручки в 2011 году, по версии Infoline, "Азбука вкуса" заняла 18-е место среди российских ритейлеров.
Господин Садовин говорит, что "Азбуку вкуса" интересуют прежде всего города-миллионники, кроме Москвы и Санкт-Петербурга — здесь ритейлер уже развивается своими силами. Среди первых городов фигурирует Пермь, где к 2015 году "Азбука вкуса" хочет открыть три-пять супермаркетов площадью 450-1000 кв. м каждый, рассказал источник в компании. Франшиза позволит ритейлеру тратить на развитие существенно меньше денег — сейчас инвестиции в один собственный магазин достигают $4 млн.
По данным Infoline за 2011 год, "Азбука вкуса" лидирует на продуктовом рынке ритейла по показателю выручки с квадратного метра за год, которая составила $23 тыс., на второй позиции — "Ашан" с $15,2 тыс. Средняя выручка с квадратного метра у франчайзинговых магазинов "Азбуки вкуса" будет ниже, чем у собственных магазинов, и не превысит $12 тыс. в год, полагает гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. По его словам, если учесть, что средняя торговая площадь партнерского объекта будет не менее 500 кв. м, а сеть станет открывать пять-десять магазинов в год, то это увеличит выручку ритейлера на 4-5%. Самыми крупными сетевыми игроками в премиум-сегменте являются "Азбука вкуса", "Глобус Гурмэ", "Зеленый перекресток" (входит в X5 Retail Group) и "Седьмой континент — пять звезд". В отличие от обычных продуктовых ритейлеров премиальные сети не спешат развиваться по франшизе. Еще в ноябре 2007 года у "Глобуса Гурмэ" открылся первый и, как оказалось потом, единственный магазин по франшизе в Уфе: весной 2008 года компания прекратила партнерство с франчайзи из-за неудовлетворительного качества его работы. "Основной риск — человеческий фактор: неясно, насколько адекватно партнер может оценить свой потенциал для реализации требований сети",— комментирует планы "Азбуки вкуса" директор "Глобуса Гурмэ" Андрей Яковлев (семь магазинов, выручка в 2011 году $68 млн). По его словам, в планах сети открытие до 15 точек (площадью 1,5 тыс. кв. м каждая) в европейских городах. "Открывать их все равно будет наша команда специалистов, а не партнеры",— отметил господин Яковлев. По его словам, инвестиции в проект составят максимум €76 млн, и сейчас ритейлер ведет переговоры с фондами о финансировании программы.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/b26/xj39626j9b3u1lrwt5396qpv1new21h9/anonsInnokentii_-Lukyanov-AST.jpg)
Какие риски и как страхует ритейл, как снизить стоимость страхования и когда страховой консалтинг необходим бизнесу?