Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
3 825
Поделиться
Регионы прочтут "Азбуку вкуса"
Уже в следующем году ритейлер "Азбука вкуса" может открыть свои первые франчайзинговые магазины. Пока сети премиум-сегмента не спешат развиваться по франшизе: из-за несоответствия требованиям свой первый подобный проект уже пришлось закрыть "Глобусу Гурмэ".
В начале декабря совет директоров "Азбуки вкуса" должен принять решение, будет ли сеть развиваться за счет франшизы, рассказал "Ъ" гендиректор компании Владимир Садовин. После этого "Азбука вкуса" начнет заключать договоры с партнерами, и первые франчайзинговые магазины сети могут открыться в регионах уже в 2013 году. По его словам, сейчас компания заканчивает разработку пакета соответствующих документов. В договор франшизы могут быть включены обязательный аудит работы франчайзи после определенного срока, по итогам которого "Азбука вкуса" сможет приостановить использование бренда, а также опцион на выкуп его бизнеса в будущем.
Сеть супермаркетов премиум-класса "Азбука вкуса" создана в 1997 году, насчитывает 50 магазинов общей площадью 34 тыс. кв. м в Москве и области. Выручка в 2011 году — около 21,6 млрд руб. (примерно $734 млн по среднему курсу за год). Акционеры — экс-совладельцы Экспобанка Кирилл Якубовский, Андрей Вдовин, Павел Масловский и Питер Хамбро (у них почти 50% бумаг), контроль над сетью — у основателей Максима Кощеенко и Олега Лыткина. По размеру выручки в 2011 году, по версии Infoline, "Азбука вкуса" заняла 18-е место среди российских ритейлеров.
Господин Садовин говорит, что "Азбуку вкуса" интересуют прежде всего города-миллионники, кроме Москвы и Санкт-Петербурга — здесь ритейлер уже развивается своими силами. Среди первых городов фигурирует Пермь, где к 2015 году "Азбука вкуса" хочет открыть три-пять супермаркетов площадью 450-1000 кв. м каждый, рассказал источник в компании. Франшиза позволит ритейлеру тратить на развитие существенно меньше денег — сейчас инвестиции в один собственный магазин достигают $4 млн.
По данным Infoline за 2011 год, "Азбука вкуса" лидирует на продуктовом рынке ритейла по показателю выручки с квадратного метра за год, которая составила $23 тыс., на второй позиции — "Ашан" с $15,2 тыс. Средняя выручка с квадратного метра у франчайзинговых магазинов "Азбуки вкуса" будет ниже, чем у собственных магазинов, и не превысит $12 тыс. в год, полагает гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. По его словам, если учесть, что средняя торговая площадь партнерского объекта будет не менее 500 кв. м, а сеть станет открывать пять-десять магазинов в год, то это увеличит выручку ритейлера на 4-5%.
Самыми крупными сетевыми игроками в премиум-сегменте являются "Азбука вкуса", "Глобус Гурмэ", "Зеленый перекресток" (входит в X5 Retail Group) и "Седьмой континент — пять звезд". В отличие от обычных продуктовых ритейлеров премиальные сети не спешат развиваться по франшизе. Еще в ноябре 2007 года у "Глобуса Гурмэ" открылся первый и, как оказалось потом, единственный магазин по франшизе в Уфе: весной 2008 года компания прекратила партнерство с франчайзи из-за неудовлетворительного качества его работы. "Основной риск — человеческий фактор: неясно, насколько адекватно партнер может оценить свой потенциал для реализации требований сети",— комментирует планы "Азбуки вкуса" директор "Глобуса Гурмэ" Андрей Яковлев (семь магазинов, выручка в 2011 году $68 млн). По его словам, в планах сети открытие до 15 точек (площадью 1,5 тыс. кв. м каждая) в европейских городах. "Открывать их все равно будет наша команда специалистов, а не партнеры",— отметил господин Яковлев. По его словам, инвестиции в проект составят максимум €76 млн, и сейчас ритейлер ведет переговоры с фондами о финансировании программы.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?