Декоративное изображение
1 718

Поделиться

«Регионы» подтянулись к центру

Компания семьи Муцоевых вошла в топ-5 девелоперов торговой недвижимости

По итогам 2012 года в пятерку крупнейших девелоперов торговой недвижимости в России по версии информационного агентства InfoLine вошла группа «Регионы» семьи Муцоевых (общая площадь объектов – 750,5 тыс. кв. м), потеснив московскую компанию ТЭН. Другим девелоперам удалось сохранить позиции: лидер рейтинга – шведская IKEA, остальные места поделили группа «Ташир» Самвела Карапетяна, холдинг «Адамант» и Crocus Group Араса Агаларова.

По данным рейтинга Infoline Developer Russia Top-100, по итогам 2012 года крупнейшим девелопером в России остается IKEA – компании принадлежат 15 объектов общей площадью 2,21 млн кв. м. На втором месте группа «Ташир» (1,38 млн кв. м), питерский холдинг «Адамант» Владимира Голубева владеет 1,09 млн кв. м торговой недвижимости и занимает третье место. На четвертом группа «Регионы» семьи Муцоевых (750,5 тыс. кв. м), которая в 2011 году занимала седьмое место по этому показателю. На пятой строчке Crocus Group Араса Агаларова, которой принадлежит 712 тыс. кв. м,– компания потеснила группу ТЭН (647,2 тыс. кв. м).

По объему арендопригодной площади (GLA) лидируют те же компании, за исключением пятой строчки. По итогам прошлого года на ней оказалась группа ТЭН (GLA – 303,9 тыс. кв. м), поднявшись за год на три ступени. В рейтинге за 2011 год на пятом месте была турецкая Enka, которая развивает торговые центры под брендом «Капитолий». В 2012 году Enka оказалась на восьмом месте. По словам генерального директора Infoline Михаила Бурмистрова, положение Enka изменилось в связи с продажей двух торговых центров «Капитолий» концерну Rewe Group. Кроме того, в 2012 году был снесен первый торговый центр «Капитолий», построенный в 1997 году. На его месте компания строит многофункциональный центр «Кунцево Плаза» площадью более 250 тыс. кв. м. Группа ТЭН укрепила позиции, открыв в прошлом году вторую очередь торгового центра «Город на Рязанке» в Москве (GLA – 34 тыс. кв. м).

В 2012 году в десятке крупнейших девелоперов оказалось ООО «Пламя» (83% принадлежит офшору «Баунтифул Холдингс», который связывают с партнерами братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов Николаем и Андреем Гончаренко) – компания является девелопером одного торгового центра в поселке Мамыри Московской области – «Лотос Сити». Общая площадь объекта составит 1,5 млн кв. м, в прошлом году была сдана первая очередь (350 тыс. кв. м). Замыкает топ-10 Воронежская девелоперская компания (входит в Группу компаний Хамина, возглавляемую местным бизнесменом Евгением Хаминым) с портфелем торговой недвижимости 378 тыс. кв. м.

Самым активным девелопером торговой недвижимости является «Ташир»: в 2012 году компания открыла шесть торговых центров общей площадью 360 тыс. кв. м, заявлены к открытию на текущий год еще девять объектов. «По объему введенных торговых центров “Ташир” абсолютный лидер. К примеру, IKEA в прошлом году не ввела ни одного объекта»,– отмечает начальник департамента торговых площадей Jones Lang LaSalle Татьяна Ключинская. По ее словам, рынок девелопмента торговых центров снова на подъеме: кроме «Ташира» по объему введенных площадей хорошие результаты показали AIM Property Development (OZ Mall в Краснодаре площадью 164 тыс. кв. м) и группа «Регионы» (115,5 тыс. кв. м).

Также хорошие результаты показывают не попавшие в рейтинг «ТПС-Недвижимость» Аркадия Ротенберга и партнеров и турецкая Renaissance Development. ТПС в 2012 году открыла ТЦ «МореМолл» (160 тыс. кв. м) в Сочи; сейчас строит вторую очередь «Галереи Краснодар» (общая площадь – 153 тыс. кв. м) и разрабатывает сразу две площадки в Москве. Renaissance Development ежегодно вводит торговые центры «Аура» максимальной площадью 150 тыс. кв. м (в 2011-м в Новосибирске, в 2012-м в Сургуте, в этом году в Ярославле).

По прогнозу JLL, 2013 год может стать рекордным для России по объему введенных торговых площадей – заявлено 2,5 млн кв. м, из них 350 тыс. кв. м в Москве (это в два раза больше, чем в 2012 году). В течение прошедших трех лет ежегодно вводилось в эксплуатацию в среднем 1,5 млн кв. м.

Екатерина Геращенко, ИД «Коммерсантъ» 

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами