Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Региональный ритейл обгонит рынок
На рынке стало труднее прирастать гигантскими шагами. Рост продаж у крупных торговых сетей ниже 30%, что связано с эффектом высокой базы. Важный вклад в развитие сектора сейчас вносят региональные компании розничной торговли, на равных конкурирующие с крупнейшими игроками на локальных рынках. Независимые сети в своем рыночном сегменте продолжают прирастать средними темпами более 30%. По итогам 2012 года (оценка ИА «Инфолайн») независимые сети впервые опередили федеральных конкурентов по темпам прироста торговых площадей.
Очевидно, что восстановительный рост в экономике после кризиса 2008 года завершился. Сейчас мы видим стабилизацию на фоне неизбежной девальвации рубля, вопрос глубины которой пока остается открытым. Необходимость исполнения социальных обязательств, стремление избежать секвестра бюджета, а также падение промышленного производства в России будут толкать девальвацию. Однако мы не ожидаем резкого падения рубля. Правительство будет его сдерживать – все возможности в виде невысокого внешнего долга и значительных золотовалютных запасов у него для этого есть. Понимая, что будет происходить с рублем, мы планируем привлечение средств на развитие бизнеса через кредитование. Несмотря на более низкие ставки по валютному кредитованию, я бы не стал его рассматривать сейчас как хороший источник средств.
Так что текущая экономическая ситуация способствует росту сектора. С одной стороны, инфляция невысока и приближается, по данным Росстата, к нулевым значениям. С другой стороны, цены на основное сельскохозяйственное сырье, за исключением отдельных позиций, относительно стабильны. Это дает основания для уверенности, что инфляция и по итогам года останется в переделах 6–8%.
Драйвером для розничной торговли служит развитие потребления. Отрадно, что теме внутреннего потребления правительство уделяет внимание. На волне роста потребительской активности торговля остается одним из локомотивов экономики.
Все федеральные сети заявляют о двух-, трехкратном увеличении своей выручки в течение ближайших пяти–семи лет. Думаю, независимый ритейл покажет схожие темпы роста. Региональная торговля активно переходит на современные форматы, учитывающие новые требования потребителей к продовольственному ритейлу. Одним из наиболее интересных форматов является небольшой супермаркет площадью 1–1,5 тыс. м с большой долей свежих продуктов, выпечки, продуктов собственного производства. Россия переживает «торговое Эльдорадо», постепенно отходя от старого советского формата магазинов, встроенных в жилые дома. Активно строятся отдельно стоящие супермаркеты, гипермаркеты и торговые центры, в том числе региональные сети.
Большинство сетей, входящих в Союз НСР, прогнозируют аналогичные темпы роста на уровне более 30% и в перспективе. Одной из тенденций ближайших лет будет консолидация регионального ритейла в различных формах – региональных и федеральных торгово-закупочных союзов, кооперативных платформ. Интересен в этом отношении и западный опыт таких компаний, как EMD, EDEKA, SPAR International.
Политическая повестка отрасли сформирована очередным блоком поправок к закону «О торговле», обсуждаемому сейчас Госдумой. Для всех участников розничного рынка, как для сетей, так и для поставщиков, крайне важен взвешенный подход законодателя к изменениям. Вместе с тем мы приветствуем ряд решений, направленных на защиту конкуренции в отрасли. В том числе сохранение неизменным «порога доминирования» одной сети в рамках муниципального образования на уровне 25%.
Олег Пономарев, председатель координационного совета Союза независимых сетей России, для РБК Daily
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?