Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Региональный ритейл обгонит рынок
На рынке стало труднее прирастать гигантскими шагами. Рост продаж у крупных торговых сетей ниже 30%, что связано с эффектом высокой базы. Важный вклад в развитие сектора сейчас вносят региональные компании розничной торговли, на равных конкурирующие с крупнейшими игроками на локальных рынках. Независимые сети в своем рыночном сегменте продолжают прирастать средними темпами более 30%. По итогам 2012 года (оценка ИА «Инфолайн») независимые сети впервые опередили федеральных конкурентов по темпам прироста торговых площадей.
Очевидно, что восстановительный рост в экономике после кризиса 2008 года завершился. Сейчас мы видим стабилизацию на фоне неизбежной девальвации рубля, вопрос глубины которой пока остается открытым. Необходимость исполнения социальных обязательств, стремление избежать секвестра бюджета, а также падение промышленного производства в России будут толкать девальвацию. Однако мы не ожидаем резкого падения рубля. Правительство будет его сдерживать – все возможности в виде невысокого внешнего долга и значительных золотовалютных запасов у него для этого есть. Понимая, что будет происходить с рублем, мы планируем привлечение средств на развитие бизнеса через кредитование. Несмотря на более низкие ставки по валютному кредитованию, я бы не стал его рассматривать сейчас как хороший источник средств.
Так что текущая экономическая ситуация способствует росту сектора. С одной стороны, инфляция невысока и приближается, по данным Росстата, к нулевым значениям. С другой стороны, цены на основное сельскохозяйственное сырье, за исключением отдельных позиций, относительно стабильны. Это дает основания для уверенности, что инфляция и по итогам года останется в переделах 6–8%.
Драйвером для розничной торговли служит развитие потребления. Отрадно, что теме внутреннего потребления правительство уделяет внимание. На волне роста потребительской активности торговля остается одним из локомотивов экономики.
Все федеральные сети заявляют о двух-, трехкратном увеличении своей выручки в течение ближайших пяти–семи лет. Думаю, независимый ритейл покажет схожие темпы роста. Региональная торговля активно переходит на современные форматы, учитывающие новые требования потребителей к продовольственному ритейлу. Одним из наиболее интересных форматов является небольшой супермаркет площадью 1–1,5 тыс. м с большой долей свежих продуктов, выпечки, продуктов собственного производства. Россия переживает «торговое Эльдорадо», постепенно отходя от старого советского формата магазинов, встроенных в жилые дома. Активно строятся отдельно стоящие супермаркеты, гипермаркеты и торговые центры, в том числе региональные сети.
Большинство сетей, входящих в Союз НСР, прогнозируют аналогичные темпы роста на уровне более 30% и в перспективе. Одной из тенденций ближайших лет будет консолидация регионального ритейла в различных формах – региональных и федеральных торгово-закупочных союзов, кооперативных платформ. Интересен в этом отношении и западный опыт таких компаний, как EMD, EDEKA, SPAR International.
Политическая повестка отрасли сформирована очередным блоком поправок к закону «О торговле», обсуждаемому сейчас Госдумой. Для всех участников розничного рынка, как для сетей, так и для поставщиков, крайне важен взвешенный подход законодателя к изменениям. Вместе с тем мы приветствуем ряд решений, направленных на защиту конкуренции в отрасли. В том числе сохранение неизменным «порога доминирования» одной сети в рамках муниципального образования на уровне 25%.
Олег Пономарев, председатель координационного совета Союза независимых сетей России, для РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?