Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Региональные сети: особенности развития.
История отечественного ритейла мало чем отличается от того, что пережили розничные сети других стран в период своего становления. Имея возможность ориетироваться на чужой, как позитивный, так и негативный опыт, он, тем не менее, шел собственным путем проб и ошибок. Во многом эту "самостоятельность" предопределили причины объективного характера, существенно притормозившие в Украине процессы мировой глобализации торговли.
Политическая нестабильность, несуразицы нашего законодательства, коррумпированность практически всех эшелонов власти, низкие по сравнению с Европой доходы населения, острая нехватка качественных площадей и неоправданно высокие арендные ставки изрядно умерили аппетиты зарубежных акул ритейла, отодвинув в необозримое будущее их экспансионистские планы. Войди они сюда лет десять назад –" и большиство игроков национальной розницы просто не появились бы на свет. А уже существовавшие тихо сошли бы с торговой сцены, как это случилось в Польше, Чехии, Словакии и ряде других европейских государств.
Те иностранцы, которые все-таки прорвались на украинский рынок (немецкая Metro Cash & Carry, российские "Х-5" и "Патерсон", австрийская Billa, литовская "БМ Трейд"), пока особой погоды не делают даже на уровне областных центров, давая возможность местным сетевикам успешно и весьма стремительно развиваться.
Самые крупные отечественные ритейлеры, конечно же, обосновались в Киеве. Это, прежде всего, Fozzy group (около 200 магазинов практически во всех областях Украины, объединенные в сети "Сільпо", "Фора" и "Фоззи"), компания "Квиза Трейд" (почти четыре десятка гипер- и супермаркетов "Велика кишеня") и ЗАО "Фуршет" (свыше 80-ти супермаркетов с одноименным названием). Об этом сообщили ИА «INFOLine» (www.ADVIS.ru).
Последний из перечисленных операторов, правда, не совсем уже и украинский: в прошлом году 20% его акций купила французская сеть гипермаркетов Auchan. Этот "брак по расчету" взаимовыгоден. Наша сеть, заполучив столь именитого и состоятельного инвестора, может рассчитывать на дополнительное финансовое вливание и доступ к самым новым технологиям менеджмента. А иностранный партнер, став совладельцем компании, приобрел вместе с акциями хороший шанс тщательнее изучить наш рынок "изнутри" и почти безболезненно адаптироваться к его условиям. Для него это весьма актуально: уже в ближайшие год-полтора Auchan планирует открыть в Киеве как минимум четыре своих гипермаркета, а потом устроить триумфальное шествие по нашим регионам.
Свои виды на украинский торговый коровай имеют также немецкая сеть продуктовых гипермаркетов Real, входящая в состав Metro Group и российская "О’™кеу", прячущаяся за люксембургскую прописку. Она обещает вскоре осчастливить нас 12-ю гипермаркетами, причем самый крупный магазин этого формата (около 18 тыс. кв. м) уже росквартировался в столичном ТЦ "Днепровская пристань". Не менее амбициозны намерения и у земляков "О’™кеу" - калининградской компания "Вестер", которая за три года собирается построить здесь 24 супер- и 50 гипермаркетов общей площадью свыше 300 тыс. кв. м, и у сети "Мосмарт", готовой даже специально для Украины создать и "раскрутить" новый бренд, не ассоциирующйся у местного населения с Москвой. Причем единственным своим конкурентом она считает лишь…¦ Auchan.
Впрочем, большинство этих заявлений –" не столько проекты, сколько прожекты, весьма еще далекие от воплощения. Но спрос на персональную нишу в украинском ритейле есть, а значит, есть и предложение. В частности, готов расстаться с частью своих акций днепропетровский ритейлер "АТБ-маркет", входящий в число лидеров отечественной розницы и по количеству торговых "точек", и по обороту. Его примеру готовы последовать еще с десяток сетей, правда, пока не очень афишируя это. Об этом сообщили ИА «INFOLine» (www.ADVIS.ru).
Кое-кто уже и сменил хозяев. Например, галицкая сеть "ЭкоЛан", входившая в одноименную корпорацию вместе с ОАО "Львовский хлебзавод №1", ОАО "Львовский хлебокомбинат", Львовский облрыбкомбинат, ООО "Явiр-пак" и ООО "Виконт II". Самое странное то, что с конца осени прошлого года горожане теряются в догадках, кто же новый владелец почти 80-ти торговых заведений, позиционирующих себя как "домашний магазин". С вывесок логотип "ЭкоЛана" давно исчез, а на его месте до сих пор так ничего и не появилось. Подозрение в возможном поглощении падает лишь на ОАО "Концерн Хлебпром" - одного из крупнейших производителей хлеба и хлебобулочных изделий в Украине, имеющего собственную сеть булочных "Хлібна хата". В конце года стало известно, что он приобрел 24% акций корпорации "ЭкоЛан". Поэтому не исключено, что и магазины перешли к нему. Впрочем, все то, что характерно для любого рынка (слияния, поглощения, вытеснение конкурентов и т.д.), весьма благотворно сказалось на развитии региональных операторов розницы. Подстегиваемые с одной стороны столичными ритейл-компаниями, дружно ринувшимися в "провинцию", и обещаниями западных сетевиков "вот-вот прийти" с другой, они вспомнили, что лучшая защита –" это нападение. И принялись бурно расстраиваться, укрупняться и активно осваивать соседние территории, понемногу подбираясь даже к Киеву.
Львовская торговая компания "Интермаркет", вот уже 15 лет успешно работающая на рынке ритейла, с прошлого года кардинально изменила свою стратегию. А именно –" приняла решение переформатировать свои магазины. Так, сеть классических дискаунтеров "Барвинок", насчитывающая 24 торговых объекта во Львовской, Ивано-Франковской и Волынской областях, до мая с.г. будет трансформирована в сеть супермаркетов. Ассортиментный ряд в них увеличится до 7000 позиций, из которых 70% составят продовольственные и 30% промышленные товары. При этом "Барвинки" сохранят свою особенность: наценка там останется ниже, чем в обычных супермаркетах. Руководитель отдела маркетингового планирования ТК "Интермаркет" Марьяна Дяк пояснила: изменения обусловлены тем, что сегодня покупатель хочет иметь не только высокий уровень обслуживания, но и гораздо больший выбор товаров по доступной цене.
Новое обличье обретает и сеть супермаркетов "Арсен", принадлежащая этой же компании. Открытые ранее магазины достраиваются (о запасе свободных площадей рядом с ними руководство ТК позаботилось заранее) и переводятся в разряд ТЦ. А те, что начали работать в прошлом году, уже сразу строились в формате торгового центра. Например, последний из семи ныне действующих "Арсенов" имеет 13 тыс. кв. м, примерно половину из которых занимает якорный супермаркет компании с ассортиментом свыше 30 000 наименований. Остальные площади отданы под супермаркет бытовой техники, автосалон, магазины ювелирных изделий, одежды и аксессуаров, пиццерию и пр.Кроме упомянутых торговых объектов ТК располагает также собственным логистическим центром во Львове (15000 кв. м) и распределительным в Киеве (1000 кв. м).
Но и это еще не все. По словам председателя наблюдательного совета ТК "Интермаркет" Романа Шлапака, в этом году ними планируется открытие двух торгово-развлекательных центров площадью 32500 кв. м и 96000 кв. м. Не исключено, что именно этот формат будет избран и для вторжения на столичный рынок, попытка предпринять которое вполне возможна через пару лет. По крайней мере, земельным участком в Киеве "Интермаркет" уже обзавелся.
Догнать его надеется еще один галицкий ритейл-оператор –" торгово-производственная компания "Львовхолод". Сделать, однако, это будет сложновато. Ведь ТПК ныне располагает лишь одним гипермаркетом и десятком дискаунтеров "Рукавичка", открытых в райцентрах области. На Волыни сегодня работает сразу три очень активных сетевика. В первую очередь, это, конечно же, компания "Пакко-Холдинг", владеющая 80-ю магазинами в одиннадцати областях Западной, Центральной и Восточной Украины. Это сети супермаркетов "Вопак" (57 объектов, два из которых открыты уже в 2008 г.), сash & сarry "Пакко" (8 объектов) и приобретенные у харьковского ритейлера супермаркеты "Пятый элемент" (14 объектов), которые вскоре должны переформатировать в "Вопаки". Общая площадь магазинов - свыше 60000 кв. м, их товарооборот в прошлом году составил $235 млн. –" на 38% больше, чем в предыдущем. Что любопытно, количество торговых "точек" в 2007-м "Пакко-Холдинг" увеличил более чем вдвое(!) –" с 35 по состоянию на 1-е января до 77 к 31-му декабря. И останавливаться на этом, естественно, не собирается. На этот год запланировано открыть еще около сорока магазинов под брендами "Вопак" и "Пакко" (в основном в центральном и восточном регионах Украины) и довести товарооборот до $300 млн. То есть можно говорить о том, что волынский сетевик уже вырос из региональных "штанишек" и вполне реально претендует на место в тройке лидеров национального ритейла.
Холдинг и строит, и арендует помещения под свои магазины, но чаще все-таки скупает уже действующие небольшие сети. Кроме харьковской он приобрел две хмельницких, присматривается к ивано-франковским, черниговским…¦ В этом, безусловно, имеется свой плюс: компания без особых усилий и почти мгновенно осваивается в новом для себя регионе.
По динамичности развития ей почти не уступает другой луцкий оператор - сеть супермаркетов "Наш край". Поставив себе задачу в прошлом году пересечь рубеж в полсотни магазинов, он ее даже перевыполнил и теперь имеет 54 торговых "точки" в 19-ти областях страны, увеличив товарооборот на 79%. Столь же впечатляющи и планы ритейлера - наращивать количество магазинов в геометрической прогрессии: в 2008-м выйти на отметку в 150 объектов, а к 2012-му довести их число до 700. "Наполеоновщиной" здесь не пахнет по двум причинам. Во-первых, "Наш край" быстро развивается за счет использования франчайзинговых схем, а во-вторых, он собирается активно осваивать розничные рынки…¦ других стран. А почему бы, собственно, и не попробывать себя в роли экспансиониста? Третий волынский оператор розничной торговли –" ЗАО "Агроконтракт" - оказался не столь расторопен, как его земляки, и расширял свои сети супермаркетов "Колибрис", дискаунтеров "Наш!" и cash & carry "Агроконтракт-Маркет" (всего около 20-ти объектов), как говорится, без особого фанатизма, довольствовавшись общей торговой площадью порядка 30000 кв. м и ареалом, охватывающим Волынскую, Ровенскую, Львовскую и Житомирскую области. Вплотную к тройке лидеров идет днепропетровская компания "АТБ-Маркет". За последний год она расширила географию присутсвия своих дискаунтеров до 66 городов, а их количество увеличила до 225-ти. Причем главное внимание обращалось на населенные пункты, где живет 100 тыс. человек и более. Пока несколько отстает от нее ООО "Омега" - владелец сети супермаркетов "Варус" и магазинов у дома "Варус-экспресс". Однако уже в этом году он всерьез собирается наверстать упущенное. В частности, компания планирует открыть в Украине до 10-ти супермаркетов и примерно 50 торговых объектов меншего формата. А к 2012-у году довести их число до 40-45 и 300 соответственно, нарастив их товарооборот до 4,5 млрд. грн. Весьма уверенно чувствует себя донецкая сеть гипермаркетов "Амстор". За прошедший год она фактически удвоила количество своих магазинов (с 11-ти до 20-ти, общая площадь 250000 кв. м) и намерена до конца 2009-го добавить к ним еще 28. Плюс –" освоить такой формат, как ТРЦ с максимально полным набором услуг для посетителей. Сейчас в стадии разработки находятся несколько проектов, в том числе и проект строительства в Киеве торгово-развлекательного центра площадью свыше 100 000 кв. м. Другая донецкая сеть "Обжора" опутывает своей торговой "паутиной" в основном Донбасс, используя для этого два десятка супермаркетов с таким же названием. На севере Украины хозяйничает одно из самых опытных в нашей стране предприятий - черниговская компания "Союз", начавшая свою деятельность еще в 1989 году и. Она развивает две сети - супермаркетов "Союз" и эконом-магазинов "Квартал", имея на сегодняшний день почти 80 торговых заведений. Второй из названных проектов компания продвигает также по франчайзингу. Регион, охвачеый ними, включает Черниговскую и Житомирскую области. В перспективе "Союз" собирается выйти на рынки Сумщины и Киевщины. Пробный камышек уже брошен: в столице недавно открылся первый "Квартал". Особенность этого ритейлера в том, что свои магазины он размещает только в собственых помещениях. Сильная тройка местных игроков сложилась и в Харькове—"сети супермаркетов "Таргет", "Класс" и "Рост" контролируют не менее двух третей тамошего рынка. Однако одной из самых богатых на серьезных региональных игроков розницы является Одесса. Это сети "Наталка", "Копейка", "Обжора" (не имеющая ничего общего с донецкими магазинами) и, конечно же, "Таврия-В", входящая в ТОР-10 отечественных ритейлеров. Она объединяет 17 торговых центров европейского типа на территории Одессы, Ильичёвска, Николаева и Харькова. Это сеть имеет свою "изюминку": она предоставляет посетителям ряд дополнительных бесплатных услуг (среди них - автобусные маршруты, доставляющие посетителей к ТЦ), первой в регионе начала вести электронную торговлю, реализуя товары через виртуальный продовольственный магазин в Интернете, организовала специальные отделы в ТЦ для обслуживания пенсионеров и т.д. Еще одной особенностью развития регионального ритейла в последние года стал приход в него можных финансово-промышленных групп. Так, в начале 2007 г. решила попытать счастье в торговле компания "Украинский ритейл", 100% которой принадлежит ФПГ "SCM" Рената Ахметова. Она открыла в Донецке несколько "магазинов у дома" под названием "Брусника" и теперь планирует начать наступление на соседние регионы. За ближайшую пятилетку ее намерения в количественном выражении достигают 400-х торговых "точек". Что еще харатерно для развития отечественных сетей в регионах? Среди главных тенденций нынешнего дня, естественно, следует отметить активное распространение франчайзинга в продуктовом ритейле. Он в определенной мере компенсирует нехватку у компаний свободных средств на дальнейшее продвижение. Региональные сети очень активно расширяются, за год увеличиваясь в 1,5-2 раза. При этом они двигаются не только в сторону столицы, но и в небольшие населенные пункты, ранее обделенные их вниманием. Однако самым серьезным препятствием на их пути является катастрофическая нехватка сколь-нибудь пригодных помещений для современных магазинов. Отсюда и заоблачные арендные ставки, которые шокируют даже европейских ритейлеров, и необходимость самим заниматься строительством. В то же время часть сетей сейчас находится на распутье, решая, стоит ли дальше расширяться или есть смысл выставить себя на продажу, пока более сильные конкуренты не довели их до банкротства. В связи с появлением дискаунтеров, эконом-магазинов и прочих "мелких" форматов со сцены постепенно вытесняются продуктовые и вещевые рынки. Эти торговые "точки", имеющие на Западе название convenient stores (магазины по соседству), практически не конкурируют ни между собой, ни с более крупными соседями, тогда как супермаркеты и гипермаркеты уже начали косо посматривать друг на друга. Операторы небольших магазинов, заняв свою нишу, отвоевывают у них, тем не менее, часть покупателей –" за счет своего местоположения. Первыми в "глубинку" ринулись дискаунтеры, работающие на грани рентабельности. Впрочем, они больше рассчитаны на жадного покупателя, чем на малоимущего. Однако такой упрощенный формат позволяет сравительно быстро осуществить экспансию на рынке. Тем не менее, ее может задержать ряд иных негативных факторов, присущих нашей торговле. И это не только отсутствие площадей с необходимыми параметрами, но собственный невысокий финансовый потенциал, нехватка высококвалифицированного персонала, которые лишь частично компенсируются хорошими отношениями с местными властями. Ритейлеры, осваивающие новые рынки, сталкиваются с необходимостью заполнять полки магазиов продукцией местного производителя, поскольку у потребителей весьма устойчиво убеждение, что она качественнее и дешевле, чем привозная. Поэтому ритейлеры вынуждены сотрудничать со множеством мелких поставщиков, тем самым увеличивая затраты на менеджмент и логистику. Здесь часто возникает еще одна трудность:: локальные продуценты не всегда готовы обеспечить своими изделиями большое количество магазинов, не приучены к культуре поставок, не имеют собственных брендов и т.д. Отсюда и лишь частичное использование in store коммуникаций, когда больше всего внимания уделяется промоушен-акциям и практически за бортом остаются такие инструменты продвижения товаров, как мерчендайзинг и POS материалы.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.