Декоративное изображение
1 460

Поделиться

Региональные производители молока встали на борьбу с регулированием цен

Попытки правительства и региональных властей остановить рост цен на продовольствие с помощью административных мер столкнулись с протестами аграриев. Вслед за производителями зерна против попыток государства вмешаться в ценообразование и разрушить их конкурентоспособность выступили их коллеги из молочной отрасли. На очереди производители растительного масла и подсолнечника.

Российский союз предприятий молочной отрасли в своем письме премьеру Виктору Зубкову просит не допустить фиксации максимальных отпускных цен производителей и запретов на вывоз молока в соседние регионы. Ранее с аналогичными протестами выступали Зерновой союз и непосредственно сельхозтоваропроизводители.

По мнению молочников, впервые за все постсоветское время конъюнктура на рынке сырого молока создала возможность обеспечения рентабельности молочного животноводства и даже превращения России в крупного экспортера молочной продукции. "Считаем, что принятие как на федеральном, так и на региональном уровнях мер, направленных на ограничение цен на молочную продукцию, нежелательно, поскольку это будет означать попытку в очередной раз решить социальные проблемы населения за счет села",-- говорится в обращении.

На прошлой неделе брянское управление Федеральной антимонопольной службы обязало местный молкомбинат установить отпускные цены на молоко на уровне не выше 21,4 руб. за литр. Власти целого ряда регионов установили их на уровне 19,5-20 руб. за литр, а также запретили вывозить молоко за пределы территории региона. Это сообщение было воспринято рынком как вмешательство государства в ценообразование на рынке. А произнесенные премьером Виктором Зубковым в понедельник слова о необходимости разобраться с причинами роста цен на молочные продукты еще сильнее обеспокоили производителей.

В письме изложены три основные причины, которые, по мнению производителей, повлияли на рост цен на этом рынке: рост потребления молочных продуктов в мире, решение ЕС об одномоментной отмене экспортных субсидий на масло и сыры, а также снижение объемов производства молока в Центральной России. "В период с 2001 по 2006 год производство молока в мире увеличилось на 59 млн тонн, а его потребление за тот же период -- на 62 млн тонн",-- говорится в обращении.

Характерно, что основной рост потребления произошел в странах, где традиционно молоко потреблялось в очень ограниченных количествах,-- Китае, Алжире и других странах Азии и Африки. В результате цены на сухое молоко на мировых рынках с начала 2007 года выросли в 2,5 раза. Отметим, что такая модель роста цен характерна и для других рынков. Так, рост цен на нефть в последние годы традиционно связывают с ростом ее потребления в Китае (см. рубрику "Мониторинг" на этой странице).

Производители уверяют, что увеличение цен с их стороны было минимальным и произошло по объективным причинам. "Мы увеличили цены по отдельным позициям на 5-10%, потому что произошло повышение цен на сырье, на бензин, электроэнергию. При этом поставщики подняли надбавку до 40%",-- сообщила помощник руководителя ОАО "Первый молочный комбинат" (Екатеринбург) Ольга Мицкевич. Практически то же самое говорит и Сергей Чернов, директор ООО "УК 'Ашатли-Агро'" (владеет молокозаводами и молочными фермами на юге Прикамья). По его мнению, "рост цен на молоко -- естественный процесс".

Предприятия молочной отрасли уже начинают терять прибыль. Об этом рассказал, в частности, финдиректор воронежского холдинга "Молвест" Анатолий Лосев. "По прогнозу на октябрь цена на сырье вырастет с июля нынешнего года на 95%,-- рассказывает он.-- Но мы не можем так же резко увеличить цены на свою продукцию, нужно, чтобы потребитель адаптировался к повышению". В похожей ситуации -- после введения экспортных пошлин -- уже оказались производители зерна. По оценкам Зернового союза, в ноябре--декабре 2007 года их недополученная прибыль составит порядка 1 млрд руб.

А вчера глава департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТа Андрей Клепач рассказал, что "прорабатывается вопрос о пошлинах на подсолнечное масло". Либо будет снижена пошлина на его импорт (сейчас она составляет 15%), либо введена пошлина на его экспорт. Он сам провел прямую аналогию с действиями на рынке зерна и молокопродуктов, сообщив, что все эти решения будут "временными". Не исключено, что производители масел и подсолнечника последуют примеру своих коллег и тоже выступят с протестом -- их рентабельность и расширение рынков сбыта тоже окажется под угрозой.

Представители бизнеса расценивают инициативу властей как малоэффективный и опасный способ изменить сложившуюся ситуацию. Так, исполнительный директор НП "Альянс" (объединяет местных товаропроизводителей и торговые сети) Алексей Подоляко считает, что обвинять поставщиков или производителей в повышении цен несправедливо, а комплекс мер по снижению цен может быть реализован только на федеральном уровне. Кроме того, производители опасаются, что снижение ввозных пошлин может подорвать не только конкурентоспособность отрасли, но и продовольственную безопасность страны. Все три рынка в основном не зависят от импорта, теперь его доступ на российский рынок будет облегчен.

Ъ

Интервью

Декоративное изображение

Виктория Шереметьева, «Яндекс Лавка»: «Готовая еда растет на 60–65% и проникла в каждый третий заказ»

Подробно об инфраструктуре и развитии сервиса, СТМ, франшизе и новых проектах.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами