Декоративное изображение
1 862

Поделиться

Региональное распутье

Два крупнейших ритейлера России по итогам первых шести месяцев 2011 года присутствуют в подавляющем большинстве регионов страны. Специалисты информационного агентства INFOline вычислили, что краснодарский «Магнит» продает продукты в 55 субъектах Федерации, X5 Retail Group — в 44. Аналитики считают, что при подобных показателях компании оказались на стратегическом распутье: можно либо продолжать усиливать свои позиции в местах присутствия, либо идти в страны постсоветского пространства.

Притом что в состав России входят 83 субъекта Федерации, 70% товарооборота продуктового ритейла приходятся лишь на 20 из них. По словам генерального директора INFOline Ивана Федякова, самыми популярными и освоенными продуктовыми сетями территориями стали Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Татарстан и Башкирия, Свердловская, Тюменская, Ростовская, Самарская, Челябинская области.

«На эти регионы по итогам первого полугодия 2011 года пришлось до 50% продуктового товарооборота нашей страны, это чуть больше 4 трлн руб.», — рассказал РБК daily г-н Федяков. Он отмечает, что каждый год этот процент сокращается — ритейлеры устремляются в новые места, где платежеспособное население готово активно тратить свои средства в магазинах.

Для крупнейших ритейлеров в настоящий момент наиболее перспективным направлением развития являются соседние Украина и Белоруссия.

«Киев, Одесса и Днепропетровск — максимально интересные темы сегодняшнего дня, — считает Иван Федяков. — Ведь население Украины в полтора раза превышает число жителей Центрального федерального округа России». Отметим, что первые шаги в этом направлении уже предприняты: магазины Х5 можно обнаружить на Украине, а курский ритейлер корпорация «ГриНН» открылась в Белоруссии.

В родных краях потенциальными целями территориальной экспансии в ближайшее время могут стать Сибирь с показателем 10% от объема российского продуктового товарооборота, Южный федеральный округ и Северо-Западный. Основные сложности в работе на этих территориях связаны с логистикой и проблемами в управлении из-за отдаленности от столицы, а также конкуренция с местными игроками. «Нельзя исключать административный и криминальный барьеры», — уточняет Иван Федяков. Он говорит, что известны случаи поджогов магазинов федеральных сетей в этих регионах вскоре после их открытия.

Основной фокус продуктовых ритейлеров сейчас — это Поволжье, Урал и крупные города Сибири, считает заместитель директора департамента стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle Полина Жилкина.

Но и Сибирь не так прекрасна. Как говорит г-жа Жилкина, к примеру, в Новосибирском регионе очень сильны местные сети, потому при заходе на этот рынок ритейлеры сталкиваются с жесткой конкуренцией. По ее словам, Иркутск является самой крайней восточной точкой на карте из числа городов, которые могут заинтересовать крупных ритейлеров. «Однако в связи с тем, что проблемы логистики в этой части региона еще не решены, федеральный ритейл пока дошел только до Красноярска», — замечает она.

Надо сказать, что есть ряд регионов, в которые дошел лишь краснодарский игрок. Так, в республиках Адыгея, Калмыкия, Марий Эл и Мордовия нет никого, кроме «Магнита». В Мурманской области замечен лишь «О’Кей». В Архангельской области и Коми нет вообще никого из федерального ритейла. Ряд регионов в стране считаются закрытыми и не обсуждаемыми с точки зрения появления сетевой торговли — это Чечня, Дагестан и Ингушетия.

РБК daily  Евгения Перцева

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами