Декоративное изображение
3 995

Поделиться

Развитие мебельной торговли эксперты связывают с масштабным строительством жилья

Купить мебель сейчас так же просто, как батон хлеба или пакет молока. Практически на каждой улице Москвы есть свой мебельный или секция в универсальном магазине, где можно заказать диваны или кухни по образцам той или иной российской или западной мебельной фабрики.

Активное развитие мебельной торговли эксперты связывают с большими объемами жилья, строящегося в столице. Большинство новоселов обзаводятся новой мебелью. К тому же появившаяся возможность делать качественный ремонт имеющегося жилища все чаще мотивирует москвичей сменить заодно интерьер.

В настоящее время рынок мебельных магазинов представлен несколькими форматами. Самые крупные — мебельные гипермаркеты. По словам Андрея Рыбалко, руководителя отдела оценки и консалтинга компании «Доминион-М» (входит в ГК «Пересвет-Групп»), к ним относятся «Гранд», «Три кита» и «Громада». «Достаточно перспективным проектом является специализированный ТЦ на Ярославском шоссе “Мебель России”, хотя абсолютно не концептуальный, но очень успешный», — добавляет он.

Мебельные магазины есть в крупных региональных ТЦ, таких как IKEA, «Мега Молл», «Ашан» и др., где представлен максимально полный ассортимент всех товаров, которые в настоящий момент предлагаются на рынке, рассказывает Юлия Мосолова, пресс-секретарь компании РТМ. Также в городе работает более сотни специализированных мебельных магазинов, торгующих хорошо известным москвичам еще из социалистических времен товаром. Особой популярностью пользуются магазины, предлагающие сразу выбрать всю обстановку для дома, считает Сергей Шигин, генеральный директор фабрики мебели «Роникон».

По словам Ашота Барсегяна, руководителя направления коммерческой недвижимости «МИАН — Агентство недвижимости», мебельные магазины открыты в торговых и ярмарочных комплексах, таких как «Коньково», «Экспострой» на Нахимовском проспекте, «Росстройэкспо» на Фрунзенской набережной и др. Несколько лет назад дефицит площадей вынудил поставщиков мебели развернуть торговлю на площадях кинотеатров, находившихся в состоянии упадка. Но по мере возрождения российской киноиндустрии подобная практика сошла на нет.

Отдельные компании — поставщики российской и импортной мебели создали свои розничные сети. Это «Уголок» (мягкая и корпусная мебель для дома и дачи), «Галерея» (итальянская мебель), «Классика» (испанская и итальянская мебель), «Красная гора» (мебель от европейских производителей) и др. По словам Мосоловой, активными арендаторами площадей в торговых центрах являются салоны кухонь, которые работают по заказу. У них нет большого объема товара, который необходимо подвозить в ТЦ.

Отказавшись от услуг посредников или сократив их до минимума, торговлю осуществляют и сами производители мебели. По словам Марины Аграчевой, руководителя департамента брокериджа компании «Торговый квартал», свои мебельные салоны открыли фабрики «8 Марта» (торговая сеть «Диваны тут!» и др.), «Столплит», «Роникон», «Каскад мебель», «Дятьково» и др.

Самые «мебельные» улицы Москвы находятся в микрорайонах, где ведется реконструкция пятиэтажек и новое жилищное строительство, в первую очередь таких, как Куркино, Новокосино, Марьино, Южное Бутово и др. Хотя Светлана Савельева, вице-президент холдинга «Фабрика мебели 8 Марта», считает, что при выборе места под мебельный магазин географические приоритеты не столь значимы, более важен статус ТЦ. «Например, ТЦ “Гранд” является одним из крупнейших продавцов мебели, хотя находится за МКАД», — отмечает она.

Как рассказал Сергей Шигин, при выборе места для новых фирменных магазинов «Роникон» основные критерии — это наличие платежеспособного спроса и проходимость точки. Внимание уделяется всему — вплоть до направления движения потока потребителей, доступности торгового центра для покупателей и того, насколько хорошо его видно с разных сторон, совместимости товаров, предлагаемых соседними магазинами, наличия конкурентов. «В настоящее время наибольшее внимание уделяется Северному, Восточному и Юго-Восточному округам Москвы», — уточняет он.

Изначально, рассказал Шигин, магазины фабрики открывались исключительно в торговых центрах, находящихся вблизи станций метро. Но по мере развития компании, роста объемов продаж и увеличения спроса возникла необходимость в дополнительных магазинах, которые были открыты в профильных торговых центрах по продаже мебели, хозяйственных и строительных торговых центрах, а также на площадях сетевых универсамов (например, «Перекресток», «Копейка», «Магнит» и т. п.).

Стратегия фабрики «Шатура» (мебельный комбинат работает с 1961 г.) направлена на то, чтобы своей продукцией снабдить как можно больше спальных районов города. «Салон Кантемировский» находится на Пролетарском проспекте, «Салон на Молодежной» — на ул. Партизанской, «Салон на Домодедовской» — на ул. Шипиловской. Магазин фабрики также расположен в гипермаркете «Мега Химки». Фабрика «Столплит», производящая корпусную и кухонную мебель, а также модельный ряд стенок, детских и спальных наборов, открыла магазины как в крупных ТЦ («Ашан», 8-й км МКАД, ТЦ «Москва» на Тихорецком бульваре), так и на площадях специализированных магазинов «Мебель России» (Кронштадтский бульвар и ул. Б. Семеновская).

Похожий путь выбрала и фабрика «Сходня-мебель». Розничные магазины и фирменные секции фабрики открыты в ТЦ «Волгоградка» на Волгоградском проспекте, ТЦ «Петровский» на ул. Мусы Джалиля, ТЦ «Подсолнухи» на Открытом шоссе. Магазин-салон фабрики по производству мягкой мебели «Лагуна» находится на пр-те Вернадского. Кроме него фабрика имеет свой выставочный салон на ул. Братиславской, а также представляет продукцию в мебельном салоне в Яковоапостольском переулке. Фабрика «Дятьково» открыла свои фирменные магазины в нескольких спальных районах Москвы (ул. Братиславская, ул. Юных Ленинцев, Новоясеневский проспект и др.).

По словам Ашота Барсегяна, покупателей привлекает возможность широкого выбора мебели в одном месте. Поэтому часто мебельщики арендуют помещение в одном торговом комплексе с конкурентами. Например, продукция фабрики «Лагуна» продается в фирменном магазине «Шатура-мебель» на Волгоградском проспекте. «Роникон» также планирует развитие новых партнерских отношений с компаниями, производящими мягкую мебель, — по оценкам маркетинговых служб компании, это позволит увеличить объемы продаж.

Стратегия развития многих фабрик предусматривает охват как можно большей территории города. Согласно результатам исследования «Розничные сети по продаже мебели и мебельные торговые центры в России», проведенного РИА «Росбизнесконсалтинг», в 2007 г. «Роникон» — один из лидеров по количеству торговых точек: их у фабрики 172, в том числе 90 находятся в Москве. Потребителям предлагается широкий ассортимент, в том числе шкафы-купе, спальни, гардеробные, детские комнаты, модульные прихожие, библиотеки.

Продукция мебельного комбината «Шатура» — мебель для спален и гостиных, детская мебель, мебель для библиотеки. В настоящее время все это продается более чем в 500 магазинах России и стран СНГ, из них 12 фирменных магазинов находятся в Москве.

Один из крупнейший мебельных холдингов столицы — «Фабрика мебели 8 Марта», объединяющая группу фабрик по производству мягкой мебели разного ценового сегмента, на территории города и в прилегающих к Москве городах-спутниках имеет 16 собственных и 80 арендованных магазинов и подиумов. Более 30 магазинов на территории Москвы и Московской области у фабрики «Столплит». Пять фирменных магазинов в Москве у фабрики «Дятьково» (корпусная мебель).

Спрос на площади в центре города формируют магазины, реализующие импортную и эксклюзивную продукцию. Их целевая аудитория — новоселы элитных домов, а также состоятельные горожане, покупающие жилье на вторичном рынке и после ремонта въезжающие в обновленные квартиры. Большинство таких магазинов работает по каталогам зарубежных производителей и осуществляет прием заказов на доставку мебели из-за рубежа. Для эксклюзивных магазинов главное — выгодное расположение.

При общей нехватке торговых площадей в Москве найти магазин для размещения мебельного магазина непросто. Ашот Барсегян считает, что мебельный арендатор, как правило, — не самый интересный клиент для собственника ТЦ. «Мебель покупают не так часто, как сотовые телефоны или аудиовидеоаппаратуру», — объясняет он. По мнению экспертов, эффективнее размещать мебельный магазин в специализированном торговом (торгово-ярмарочном) комплексе, где разные компании арендует необходимую им площадь. Например, в ТЯК «Мебель России» на Кронштадтском бульваре представлено более 30 мебельных фабрик.

Запросы у арендаторов разные. Например, «Шатура» и «Дятьково» стремятся открывать магазины во встроенно-пристроенных помещениях с отдельным входом с улицы. А у «Роникона» все фирменные точки располагаются на площадях торговых центров. Перспективной маркетинговой политикой в настоящее время в холдинге «Фабрика мебели 8 Марта» считают открытие собственных магазинов. Хотя Светлана Савельева соглашается, что арендовать площади в ТЦ выгодно — это не требует дополнительных вложений в раскрутку магазина. Андрей Рыбалко считает, что для мебельного арендатора не так важно расположение магазина в ТЦ или в отдельно стоящем магазине, как значимо само местоположение — насколько удачно оно выбрано, соответствует ли целевой аудитории и т. д.

Для открытия обычного мебельного магазина необходимо просторное помещение. «Наиболее востребованный формат — секции от 150 до 1500 кв. м», — говорит Марина Аграчева. Например, «Фабрика мебели 8 Марта» подбирает торговые помещения площадью от 350 до 1000 кв. м. По словам Андрея Рыбалко, самая запрашиваемая площадь — от 300 кв. м. Хотя для открытия своих шоурумов на площадях ТЦ мебельные фабрики зачастую ограничиваются и меньшим форматом. «Средняя площадь точки, открытой фабрикой “Роникон”, колеблется в пределах 15-25 кв. м», — подтверждает Сергей Шигин.

Требования мебельных ритейлеров, подбирающих помещения для открытия своих магазинов, невелики. По словам Барсегяна, в помещении не должно быть протечек, избыточной влажности или сухости, что может привести к растрескиванию древесины и порче изделий. Если помещения находятся выше 1-го этажа, необходима удобная система погрузки-разгрузки. Поэтому чаще всего в составе районных и региональных ТЦ располагаются не традиционные мебельные магазины, а магазины аксессуаров и домашних принадлежностей или шоурумы различных производителей или поставщиков, которые имеют небольшой размер и с точки зрения логистики не доставляют серьезных проблем арендодателю, объясняет Мосолова. Допускается расположение магазинов в цокольных и полуподвальных этажах при соблюдении условий по температурному режиму и влажности. Одно из обязательных условий — открытая планировка помещения, что позволяет представить весь модельный ряд. По словам Савельевой, важное условие — расположение магазина на первой линии домов, удобная парковка.

По словам Рыбалко, важны удобный подъезд для доставки крупногабаритного груза, наличие складской зоны. По мнению экспертов, наличие склада — одно из самых трудновыполнимых требований. Собственники торговых площадей не обладают большими складскими помещениями, что вынуждает мебельщиков торговать по образцам, доставляя товар заказчикам со складов, расположенных в разных частях города. Возможно, поэтому сейчас значимую роль при первоначальном выборе мебели играют интернет-сайты производителей. «На них есть информация о моделях, расценках, материалах, сроках изготовления и адресах магазинов, где можно посмотреть продукцию фабрик», — говорит Ашот Барсегян.

Сергей Шигин в числе условий мебельных ритейлеров выделил возможность размещения рекламы компании снаружи на фасаде торгового центра и внутри помещений. «Но когда концепция и собственный стиль торгового центра не предполагают размещения рекламы сторонних организаций, мы обходимся исключительно оформлением торговой точки в фирменном стиле компании», — говорит он.

По словам Юлии Мосоловой, нагрузка на перекрытие у стандартного ТЦ составляет

500 кг на 1 кв. м и этого достаточно для мебельного магазина. Не требуется и дополнительных электрических мощностей, нагрузка на сеть невысокая — примерно 70-75 Вт на 1 кв. м. Но мебель — легковозгораемый товар, поэтому наличие в здании современной системы пожаротушения — обязательное условие.

По словам Михаил Геца, управляющего партнера компании «Новое качество», ритейлеры, торгующие эксклюзивной мебелью, обращают внимание на инженерные коммуникации, в частности на систему кондиционирования, позволяющую поддерживать заданный температурный режим. Это объясняется заботой как о сохранности дорогостоящей продукции, так и об удобствах покупателей, которые вряд ли сделают покупку в магазине, где не позаботились об их комфорте.

По словам Марины Аграчевой, самые высокие арендные ставки (до $2000 за 1 кв. м в год) действуют в центре города, где располагаются новостройки класса люкс и премиум. Это улицы Пречистенка, Остоженка, Б. Полянка, Кутузовский проспект, Ленинский проспект, Дорогомиловская, Комсомольский проспект, а также набережные Москвы-реки. В названных районах преобладают магазины, торгующие дорогой импортной мебелью.

Ашот Барсегян считает, что арендные ставки зависят от позиции арендодателя. «Если собственник торговых площадей расценивает мебельного арендатора как якорного, то ему может быть предоставлено помещение на долгосрочной основе по достаточно выгодной цене», — отмечает он. По словам Михаила Геца, у многих компаний заключены долгосрочные договоры на аренду площадей в ТЦ лет пять назад, поэтому ставки составляют $500-600 за 1 кв. м в год. При аренде небольших площадей (до 100 кв. м) условия аренды более жесткие. «Средняя ставка, по которым “Роникон” арендует торговые площади, — $750-800 за 1 кв. м в год», — говорит Шигин.

В спальных районах под мебельную продукцию можно арендовать помещения на площадях других магазинов по ставкам не выше $300 за 1 кв. м в год, считает, в свою очередь, Рыбалко. «Отдельно стоящие помещения ориентированы на принципиально другую ценовую категорию арендаторов», — отмечает Марина Аграчева. Ставки аренды в них в среднем в два раза выше, чем в универсальных магазинах.

По словам Савельевой, прогнозируемое увеличение торговых площадей холдинга «Фабрика мебели 8 Марта» на ближайшие два года — 10-12% в год. «Около 20 новых магазинов в различных районах», — уточняет она. В «Рониконе» ограничились сообщением о том, что в 2008 г. компания планирует довести количество розничных фабричных точек в Москве до 130.

Ведомости

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами