Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Растущий импорт перестал давить на отечественное производство
Конкуренция российских товаров с импортными больше не является серьезной помехой для роста производства в отечественной промышленности, пришли к выводу в Институте Гайдара. Зарубежная продукция в большинстве своем недешевая, но более качественная, российская, как правило, дешевле и более низкого качества. Следовательно, и поводов для конкуренции меньше, чем можно предположить.
«Сдерживающее влияние конкуренции с импортом снизилось и стабилизировалось после устойчивого роста в 2009—2010 годах, — написал в свежем Бюллетене конъюнктурных опросов завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. — Причем в условиях масштабного, по данным официальной статистики, роста импорта и явной стагнации спроса на отечественную продукцию».
До кризиса 31% предпринимателей считали, что импорт является сдерживающим фактором роста производства. На пике кризиса этот показатель упал до 13%, к концу 2010 года вырос до 25%, а в 2011 году снизился до 21%, несмотря на существенный рост объемов импорта. «Из такого сочетания данных напрашивается вывод, что в 2011 году в страну стали ввозиться товары, не считающиеся нашими предприятиями конкурирующими с отечественной продукцией. И другой вывод: не так страшна отечественная статистика, как ее порой… интерпретируют», — отметил г-н Цухло.
Иностранные предприятия находятся в иной «весовой категории» и не воспринимаются российскими предприятиями как конкуренты, пояснил РБК daily автор бюллетеня. «Спросите себя сами, что может составить конкуренцию последнему BMW на российском рынке, — продолжает Сергей Цухло. — Ничего. И так во многих отраслях. Наша промышленность держится на плаву за счет бедного населения и небогатых предприятий. Именно они обеспечивают сбыт российских товаров». По мере того как доходы домохозяйств и предприятий будут расти, россияне будут все больше переключаться на импортные товары.
«Наши товары выигрывают по ценовым параметрам, следовательно, попадают в другую нишу, — соглашается главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. — Однако в случае укрепления рубля к доллару российские товары, так или иначе, подорожают и попадут в одну нишу с импортными. В таком случае отечественная продукция конкуренции не выдержит, и можно будет говорить о сдерживающем влиянии конкуренции на рост производства».
Этот вывод правомерен в отношении производства машин и оборудования, но его нельзя распространить на большую часть импорта, скептичен главный экономист Дойче Банка Ярослав Лисоволик: «В сельском хозяйстве, например, ситуация другая. Конкуренция происходит напрямую с аналогичными товарами».
Не стоит забывать и то, что за последние 10—15 лет зарубежная продукция методично вытесняла отечественного производителя из названных ниш. Именно поэтому сегодня нельзя говорить о равной конкуренции в области машиностроения: иностранные предприятия просто-напросто выиграли битву прошлого десятилетия, говорит г-н Лисоволик.
«Простой и перспективный путь для российской промышленности — найти свою нишу. Особое внимание нужно уделить переработке сырья, — считает Алексей Девятов. — Чтобы не продавать Финляндии лес, а потом покупать там бумагу». Этому помогло бы и развитие среднего класса, предпочитающего российские товары, которые качественнее и дороже китайских, но дешевле и хуже американских и европейских. www.rbcdaily.ru
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.