Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Растущий импорт перестал давить на отечественное производство
Конкуренция российских товаров с импортными больше не является серьезной помехой для роста производства в отечественной промышленности, пришли к выводу в Институте Гайдара. Зарубежная продукция в большинстве своем недешевая, но более качественная, российская, как правило, дешевле и более низкого качества. Следовательно, и поводов для конкуренции меньше, чем можно предположить.
«Сдерживающее влияние конкуренции с импортом снизилось и стабилизировалось после устойчивого роста в 2009—2010 годах, — написал в свежем Бюллетене конъюнктурных опросов завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. — Причем в условиях масштабного, по данным официальной статистики, роста импорта и явной стагнации спроса на отечественную продукцию».
До кризиса 31% предпринимателей считали, что импорт является сдерживающим фактором роста производства. На пике кризиса этот показатель упал до 13%, к концу 2010 года вырос до 25%, а в 2011 году снизился до 21%, несмотря на существенный рост объемов импорта. «Из такого сочетания данных напрашивается вывод, что в 2011 году в страну стали ввозиться товары, не считающиеся нашими предприятиями конкурирующими с отечественной продукцией. И другой вывод: не так страшна отечественная статистика, как ее порой… интерпретируют», — отметил г-н Цухло.
Иностранные предприятия находятся в иной «весовой категории» и не воспринимаются российскими предприятиями как конкуренты, пояснил РБК daily автор бюллетеня. «Спросите себя сами, что может составить конкуренцию последнему BMW на российском рынке, — продолжает Сергей Цухло. — Ничего. И так во многих отраслях. Наша промышленность держится на плаву за счет бедного населения и небогатых предприятий. Именно они обеспечивают сбыт российских товаров». По мере того как доходы домохозяйств и предприятий будут расти, россияне будут все больше переключаться на импортные товары.
«Наши товары выигрывают по ценовым параметрам, следовательно, попадают в другую нишу, — соглашается главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. — Однако в случае укрепления рубля к доллару российские товары, так или иначе, подорожают и попадут в одну нишу с импортными. В таком случае отечественная продукция конкуренции не выдержит, и можно будет говорить о сдерживающем влиянии конкуренции на рост производства».
Этот вывод правомерен в отношении производства машин и оборудования, но его нельзя распространить на большую часть импорта, скептичен главный экономист Дойче Банка Ярослав Лисоволик: «В сельском хозяйстве, например, ситуация другая. Конкуренция происходит напрямую с аналогичными товарами».
Не стоит забывать и то, что за последние 10—15 лет зарубежная продукция методично вытесняла отечественного производителя из названных ниш. Именно поэтому сегодня нельзя говорить о равной конкуренции в области машиностроения: иностранные предприятия просто-напросто выиграли битву прошлого десятилетия, говорит г-н Лисоволик.
«Простой и перспективный путь для российской промышленности — найти свою нишу. Особое внимание нужно уделить переработке сырья, — считает Алексей Девятов. — Чтобы не продавать Финляндии лес, а потом покупать там бумагу». Этому помогло бы и развитие среднего класса, предпочитающего российские товары, которые качественнее и дороже китайских, но дешевле и хуже американских и европейских. www.rbcdaily.ru
Интервью
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?