Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Раскурим контрафакт
Доля поддельных сигарет выросла в два с половиной раза
Рост цен на сигареты в России привел к резкому увеличению контрафактной продукции: за последние полгода ее объемы выросли в 2,5 раза, подсчитали в TNS. Доля подделок составляет 0,5%, примерно такой же объем может приходиться на нелегальные поставки сигарет из Белоруссии и Казахстана. Рекордсмены по объему контрафакта – республики Северного Кавказа.
«TNS Россия» по заказу табачных компаний провела опросы курящих россиян (возраст от 19 до 64 лет) в разных регионах: респондентам предлагалось показать имеющуюся у них пачку сигарет, подлинность которой оценивали отраслевые эксперты. Исследования показали, что если в третьем квартале 2013 года доля контрафактной продукции была 0,2%, то в первом квартале текущего года она увеличилась до 0,5%. Наиболее высокая доля контрафакта отмечена в республиках Северного Кавказа: там она составляет 1,6% – это втрое больше, чем в среднем по России. Также много контрафактных сигарет в регионах, граничащих с Белоруссией (Брянская и Смоленская области) – 0,7% и Казахстаном (Саратовская, Самарская, Оренбургская и Челябинская области) – 0,4%.
В компании «БАТ Россия» (марки Kent, Vogue) на основе данных TNS подсчитали, что в 2013 году объем контрафактных сигарет в России исчислялся 31,5 млн пачек (по данным Росстата, легальное производство сигарет в России в прошлом году составило 390 млрд штук, или около 19,5 млрд пачек), а по итогам этого года может достигнуть уже 80 млн пачек. Этот объем, по словам директора по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александра Лютого, мог бы принести бюджету свыше 2 млрд руб. налогов. «Сейчас в среднем на налоги, акциз и НДС приходится больше 50% стоимости легальных сигарет. Подпольные производители налоги не платят, а разницу забирают себе»,– отмечает господин Лютый.
Как говорят в «БАТ Россия», контрафактные сигареты попадают на российский рынок из соседних стран, например, Китая и Украины. Но есть и местное производство: в прошлом году были закрыты три крупных подпольных производства в Ярославской, Курской и Воронежской областях. Такие производства в России были выявлены впервые за последние пять лет, отмечает Алексей Ким, директор департамента по корпоративным вопросам «Филип Моррис Интернэшнл» в России (марки Marlboro, Parliament).
Основной причиной роста контрафакта участники рынка называют рост налоговой нагрузки на отрасль, что вынуждает табачные компании увеличивать цены на свою продукцию. В 2014 году минимальная специфическая ставка акциза на сигареты повысилась на 42,5%, составив не менее 1040 руб. за 1 тыс. штук. В результате средняя стоимость пачки российских сигарет выросла на 20,9% – с 43 до 52 руб. (данные БАТ). «Доступность легальных сигарет для потребителя снизилась, в то же время у криминальных структур повысилась материальная заинтересованность в производстве контрафакта»,– говорит директор по коммуникациям JTI (марка Winston, Sobranie) Анатолий Верещагин. Другой причиной увеличения доли контрафакта он называет несовершенство российского законодательства: «В частности, нет возможности конфискации оборудования, на котором выпускается контрафакт, а также отсутствует контроль за импортом сырья».
Кроме контрафакта источником нелегальных сигарет в стране является контрабанда из соседних Белоруссии и Казахстана, партнеров России по Таможенному союзу, у которых акцизы на табачную продукцию меньше, что делает ее доступнее по цене в сравнении с российской. В прошлом году доля контрабандных сигарет в России оценивалась в 0,7%. В «БАТ Россия» считают, что сейчас эта доля может быть в районе 0,5%. «На ситуацию с нелегальными поставками из соседних стран влияет активность правоохранительных органов по борьбе с контрабандой»,– считает Александр Лютый.
Олег Трутнев, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?