Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
3 023

Поделиться

"Рамстор" уходит уже из третьего торгового центра в Поволжье

Турецкий «Рамстор» сворачивает деятельность в самарском торговом центре «МегаСити». Гипермаркет, проработавший чуть больше года — с начала июня 2006 года, — сейчас закрыт. В компании «Виктор и Ко» (самарский девелопер, владелец «МегаСити») пояснили, что у них с «Рамстором» был заключен краткосрочный договор, который не был продлен. От дальнейших комментариев девелоперы отказались.

В компании «Рамэнка» (владелец сети «Рамстор») также не смогли прокомментировать информацию и объяснить логику поведения компании на региональном рынке — ведь самарский гипермаркет стал третьим магазином сети, закрытым «Рамэнкой» в Поволжье с начала года. В апреле, не проработав и года, свернул торговлю «Рамстор» в Чебоксарах, а в мае — гипермаркет в казанском молле «Мега» шведской IKEA, где «Рамстор» присутствовал с самого открытия, с декабря 2005 года.

Первая версия закрытия магазина в «МегаСити» — «Рамстор» освободил место под региональный проект французского Auchan. Ведь «Виктор и Ко» выбрал французскую сеть в качестве продуктового якоря своего третьего торгового центра, который компания собирается строить в Самаре. Договоренности сторон, имея в виду аппетиты Auchan, строящего грандиозные планы по выходу в российские регионы, могли бы быть шире и касаться в том числе и «МегаСити».

Плюс ко всему, аналитики считают «Рамстор» не лучшим продуктовым якорем для торгового центра. Наталья Орешина, директор по торговой недвижимости компании Cushman&Wakefield Stiles&Riabokobylko, говорит, что, выбрав «Рамстор» в качестве продуктового оператора для «МегаСити», «Виктор и Ко» ошибся — по ее мнению, по привлекательности магазины этой сети уступают другим — «Перекрестку», «О`Кей» и прочим, а значит, хуже генерируют покупательские потоки. «Своим клиентам мы не рекомендуем выбирать ‘‘Рамстор’’ в качестве арендатора. Он показывает сейчас нестабильное развитие, его стратегия непонятна, и те магазины, которые он делает, увы, оставляют желать лучшего», — отмечает Алексей Могила, директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty. Критикуя работу турецкого ритейлера, аналитики говорят о низком уровне сервиса, пробелах в ассортиментной политике магазинов и слабой логистике.

Впрочем, эксперты замечают, что продуктовые операторы теряют свою значимость для торговых центров — они обращают внимание на то, что в западной практике управления торговой недвижимостью продуктовый магазин вообще не считается обязательным для торгового центра и часто просто располагается рядом с ним. Дмитрий Баранов, главный аналитик самарской девелоперской компании Mall Management (развивает сеть торговых центров «Парк Хаус»), говорит, что роль гипермаркетов в привлечении покупателей в торговый центр сильно преувеличена. Алексей Могила вообще утверждает, что продуктовые операторы перестают быть якорями современных торговых объектов. Это подтверждают и исследования Mall Management. «Они показывают, что 80 процентов посетителей приходят к нам не за продуктами, хотя 60 процентов обязательно заходят в гипермаркет», — поясняет Дмитрий Баранов. Леонид Рахимов, директор казанской компании «Сити­Центр» (управляет торговыми центрами строительной компании «Сувар» — «Сити­Центр», XL и «Сувар Плаза»), также отмечает, что продуктового оператора нельзя считать ключевым магазином для торгового центра. XL, например, вообще обходится без него. Оказалось, что таким подходом увлеклись и владельцы «МегаСити». Вместо «Рамстора» они открывают там магазин формата «товары для дома» санкт­петербургской сети «Домовой».

В казанской «Меге» «Рамстор», как предполагают аналитики рынка торговой недвижимости, заменит другой продуктовый оператор. Леонид Рахимов говорит, что в этих площадях заинтересована местная сеть «Бахетле». А Дмитрий Баранов полагает, что там может осесть тот же Auchan — ведь у IKEA есть договоренность с этим оператором о том, что он станет главным продуктовым якорем ее российских моллов.

«Рамстор» покидает площадки без скандалов. Некоторые аналитики даже предполагают, что «Рамэнка» уступает торговые площади по договоренности с претендующим на них ритейлером. В контексте прошлогодних предположений аналитиков такая договоренность вполне вероятна — в прошлом году эксперты рынка ожидали, что компания продаст свои магазины другим сетям, и в качестве покупателя они называли в том числе и Auchan. Но эти предположения ни одна из сторон не подтвердила.

Михаил Терентьев, аналитик ИК «Тройка Диалог», говорит, что «Рамстор» — закрытая компания, поэтому судить о ней сложно, но, по косвенным показателям, дела у нее идут не очень хорошо. В прошлом году она закрыла более 10 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове. В принципе, «Рамстор» закрывает не больше, чем другие. Например, Сергей Фильченков, аналитик ИК «Финам», отмечает, что X5, объединяющая торговые сети «Пятероч­ка» и «Перекресток», также закрывает около 10 магазинов в год. Но соотношение закрывающихся и открывающихся точек у «Рамстора» критично. Аналитик приводит цифры: в прошлом году сеть, закрыв 10 магазинов, открыла всего 12 (включая уже закрытые в Чебоксарах и Самаре), то есть практически не выросла. Для сравнения — в X5 число вновь открытых магазинов составляет 150, обращает внимание Сергей Фильченков. X5 «Рамстор» уступает и по динамике товарооборота: по данным «Финама», в прошлом году этот показатель «Рамстора» в России вырос на 25% и составил 750 млн долларов, а товарооборот X5 за тот же период удвоился, до 3,5 млрд долларов.

Аналитики предполагают, что «Рамстор» теряет интерес к российскому рынку. Алексей Могила думает, что закрытие магазинов сети в регионах и в Москве — не следствие просчетов или ошибок при выборе площадок. И проблема не в плохой работе ритейлера — скорее всего, речь идет о смене концепции развития проекта «Рамстор» в России. «Вероятно, логика его поведения аналогична логике Wall-Mart, недавно продавшей магазины в Германии — работу на этом рынке сеть сочла просто неинтересной для себя. Возможно, ‘‘Рамстор’’ просто по-другому расставил географические приоритеты», — предполагает Дмитрий Баранов.

«Рамэнка» могла сосредоточиться и на девелопменте — например, в ее планы по развитию в Самарской области входило строительство двух торговых центров в Тольятти общей площадью 8 тыс. кв. м и 16 тыс. кв. м. каждый. Пока в Поволжье у «Рамэнки» только один соб­ственный торговый центр площадью 14,3 тыс. кв. м — на улице Нариманова в Казани.

Партнеры же «Рамстора» объясняют сокращение присутствия компании на российском рынке продуктовой розницы корректировкой политики сети. «В ‘‘Рамэнке’’ сменился руководящий состав, после чего произошло изменение курса развития компании. Новым руководством было принято решение о закрытии неликвидных магазинов», — говорит Анжела Чернова, коммерческий директор московской управляющей компании «Торговый Квартал» (в ее управлении находится Нижегородский ТРЦ «Шоколад», продуктовый якорь которого — «Рамстор»).

По наблюдению Леонида Рахимова («Рамстор» является якорем в ТЦ «Сити­Центр», управляемом его компанией), для «Рамстора» наиболее эффективны небольшие магазины, площадью до 2 тыс. кв. м. Это вполне объясняет поведение сети — ведь в казанской «Меге», самарском «МегаСити» и чебоксарском «МегаМолле» на каждый «Рамстор» приходилось более 4 тыс. кв. м торговых площадей.

Если компания будет последовательной, то закроет и крупноформатные магазины в самарском «Мегакомплексе Московский», нижегородском «Шоколаде» и казанском «Сити­Центре». Но партнеры «Рамэнки» по этим проектам говорят, что контракты с сетью остаются в силе, и уверяют, что за время работы (в «Шоколаде» «Рамстор» открылся в 2005 году, а в «Московском» — в конце 2004−го) магазины уже сумели получить своего покупателя и достаточно успешны.

Но приоритетными для «Рамстора» останутся супермаркеты. Сейчас у него пять таких магазинов в Поволжье — три в Казани и по одному в Набережных Челнах и Самаре. Дальнейшие планы развития в регионе связаны именно с этим форматом: «Рамэнка» собирается открыть супермаркеты сети в Альметьев-ске, Нижнекамске и Тольятти.

Интервью

Декоративное изображение

Александр Липилин, Fort: «Мы подбираем вина скрупулезно и предлагаем позиции, которых не найти в других винотеках»

Сеть винотек и оптовый поставщик вин отмечает рост продаж и расширяет географию поставок.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами