Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Путин построит новую Россию в Новой Москве
Владимир Путин благословил проект, призванный, по единодушной оценке чиновников и бизнесменов, объединить страну. Недалеко от Домодедово на 1 тыс. га появятся Россия в миниатюре и русский Диснейленд с крупнейшим в Европе сафари-парком. Цена вопроса – 50 млрд руб., и уже сейчас понятно: одними инвестициями без меценатства не обойтись.
Проект тематического парка «Россия» будет воплощен в жизнь под эгидой Русского географического общества (РГО). Глава его попечительского совета Владимир Путин дал добро. Но еще до детального обсуждения намекнул: на мини-Россию придется скинуться. «Мои миллионы – результат труда других лиц, и я чувствую себя неправым, завладев их трудами», – процитировал президент известного русского мецената Иннокентия Сибирякова, на чьи деньги, в частности, обустраивался Валаам. Зерно упало в нужную почву, ведь за столом сидели богатейшие люди России (Михаил Прохоров, Виктор Вексельберг, Олег Дерипаска) и главы крупнейших госкомпаний России (Владимир Якунин и Евгений Дод).
Воссоздать страну в миниатюре планировалось еще в советские времена под Ленинградом, но помешала Вторая мировая. В 1960-е годы этот проект пытался воплотить в жизнь Никита Хрущев. В качестве стройплощадки первый секретарь ЦК КПСС выбрал столичную территорию в пойме Москвы-реки в Мневниках (между парком Фили-Кунцево и Гребным каналом в Крылатском). Здесь планировалось создать советский аналог Диснейленда. Однако этот проект реализован не был. С начала 90-х годов к идее вернулся мэр Москвы Юрий Лужков – вместе с фондом Детского парка чудес Зураба Церетели и корейской Lotte Group. О развлечениях в Мневниковской пойме (351 га) в прошлом году задумалась и команда Сергея Собянина. Теперь реанимированный проект русского Диснейленда перекочевал за МКАД.
Цена вопроса – 50 млрд руб., подсчитал губернатор Московской области и по совместительству президент РГО Сергей Шойгу. «Только средствами инвесторов не обойтись, – сделал еще один жест в сторону бизнесменов Шойгу. – Необходимо будет спонсорское участие». «А земля чья?» – неслучайно спросил Путин, продемонстрировав окружающим: как минимум один меценат уже нашелся. «Собственник дал принципиальное согласие передать 1 тыс. га земли в дар под проект», – доложили президенту и, конечно же, назвали имя героя: инвестиционно-девелоперская компания Coalco.
Структура Василия Анисимова контролирует 23 тыс. га в Домодедовском районе Московской области. До кризиса 2008 года девелопер планировал построить в рамках проекта «Большое Домодедово» 12,5 млн кв. м жилья и 1 млн кв. м коммерческой недвижимости общей инвестиционной стоимостью 11 млрд долл.
Теперь в жилой застройке подмосковных земель Coalco участвуют группа ЛСР и СУ-155. Лендлорд не в состоянии самостоятельно освоить имеющиеся территории, а наличие здесь такого мощного магнита, как парк развлечений, придаст мегапроекту новый импульс для развития, отмечает гендиректор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров.
Парк покажет все 17 млн кв. км нашей страны, а его посещение обязательно вызовет «непреодолимое желание совершить реальное путешествие», уверен Шойгу. «Это объединит всю Россию», – не жалел патриотизма губернатор.
Слепо копировать иностранные аналоги парков ни к чему, но отдельные элементы можно, единодушно согласились участники заседания. Ректор МГУ Виктор Садовничий вспомнил похожую деревеньку в Китае и предложил по ее примеру хотя бы раз в год устраивать фестивали: чтобы туристы не на день-два приехали, а на неделю. «Фишкой» парка должны стать масштабные развлечения: восхождение на мини-горы и сплав по мини-рекам. «Можно будет на велосипеде от Владивостока до Калининграда проехать», – образно отметил Шойгу. Предполагается, что губернаторы – ни идейно, ни финансово – также не останутся в стороне от своих мини-регионов, помогая отразить их самобытность.
Подмосковному Диснейленду придется выдержать жесткую конкуренцию со своими столичными аналогами, которые уже находятся в стадии проектирования. Так, группа БИН семьи Гуцериевых намерена создать два тематических парка развлечений в границах «старой» и Новой Москвы. Ядром многофункционального комплекса «Галактика» (700 тыс. кв. м) на пересечении МКАД и Варшавского шоссе в 2018 году может стать парк Universal Studios Moscow (150 тыс. кв. м) под управлением одноименного мейджора. Другая развлекательная площадка должна появиться на западе Москвы и Подмосковья, рядом с инноградом Сколково, где к 2016 году БИН построит мультимодальный транспортный узел. На соседней с хабом территории Гуцериевы обещают построить МФК с тематическим парком Legoland (см. РБК daily от 26.07.12). Инвестиции в эти мегастройки составят 2,8 и 1 млрд долл. соответственно.
Третий проект «парка чудес» правительство Москвы надеется реализовать все в тех же Мневниках. Застроить 351 га поймы в парке «Москворецкий» намерены как минимум две компании – ООО «Ингеоком-Инвест» семьи Рудяк и ЗАО «Киевская площадь» Года Нисанова и Зараха Илиева. Разработанный «Ингеокомом» проект «потешного» города-парка предполагает строительство 2,9 млн кв. м коммерческой и жилой недвижимости инвестиционной стоимостью более 100 млрд руб. Скромнее бюджет проекта у собственников ТРЦ «Европейский». Г-да Нисанов и Илиев намерены создать за 60 млрд руб. Московский парк развлечений общей площадью 700 тыс. кв. м. Эта концепция заняла первое место по результатам голосования москвичей, утверждают в правительстве Москвы. Девелоперов не смущает наличие конкурентов в Москве и за МКАД. «Мы не являемся конкурентами, – заявила РБК daily пресс-секретарь Года Нисанова и Зараха Илиева Надежда Спиридонова. – У нас свое видение проекта, которое не предполагает создание в Мневниках Диснейленда.
Столичный рынок может переварить несколько крупных парков развлечений, уверены эксперты. «Москве остро не хватает организованных рекреационных зон, поэтому этот продукт будет востребован», – говорит гендиректор Colliers Int. Максим Гасиев. За рубежом это суперуспешный бизнес, добавляет г-н Дзагуров. Так, в прошлом году оборот Диснейленда в мире впервые превзошел аналогичный показатель Лас-Вегаса. Однако в России, по мнению экспертов, девелоперам придется мириться с сомнительной доходностью проекта, который требует колоссальных вложений. Срок его окупаемости превысит десять лет, тогда как наличие жилой и коммерческой составляющей может сократить этот показатель до четырех–семи лет, считает г-н Гасиев. Главным барьером Диснейленда и его иностранных конкурентов на пути в Россию может стать местный климат и отсутствие у нас профессиональных операторов, резюмирует Георгий Дзагуров.
Инга Воробьева, Николай Михалев, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?