Декоративное изображение
2 697

Поделиться

Процесс поглощения уральских аптечных сетей федеральными набирает обороты

Национальная аптечная сеть «36,6» покупает бизнес крупнейшей региональной сети «Здравник» (42 аптеки в Екатеринбурге и Свердловской области). До завершения сделки стороны ее не комментируют. Аналитики оценивают продаваемый бизнес в 10 — 15 млн долларов, а долю, которую в итоге займет «36,6» на рынке Екатеринбурга, в 12%.

«Здравник» будет вторым активом «36,6», купленным в Екатеринбурге: в январе сеть увеличила количество своих аптек с пяти до 33 за счет, по формулировке пресс-релиза, «заключения партнерского соглашения о приобретении и совместном управлении» аптечной сети «Атолл Фарм» (28 аптек в Екатеринбурге, 12 — в Свердловской области; оптовый бизнес). Кроме того, этот актив позволил «36,6» выйти на рынок Тюмени («Атолл Фарм» имел там пять аптек).

К 2008 году компания планирует занять 10 — 15% российского рынка путем скупки региональных аптечных сетей в городах с населением от 250 тыс. человек. Уральский регион «36,6» рассматривает как второй по значимости после Москвы. «В 2007 году за счет покупки местных сетей мы планируем открыть порядка 200 аптек. Значительная часть из них — в Москве и на Урале», — описывает стратегию менеджер сети по корпоративным коммуникациям и отношениям с инвесторами Михаил Колосов.

Кто первый встал

Развитие федеральных сетей за счет покупки региональных активов — общероссийская тенденция. «Крупные игроки, обгоняя друг друга, стремятся укрепить позиции на перспективных рынках», — объясняет аналитик ИК «Финам» (Москва) Сергей Фильченков. «Рано или поздно все федералы придут на уральский рынок: конкуренция в топ-десятке сетей растет», — детализирует руководитель департамента маркетинговых исследований центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» (Москва) Давид Мелик-Гусейнов.

Аптечный рынок Среднего Урала интересен федеральным сетям: здесь высоки потенциал развития и покупательная способность населения, развита логистическая система, а местные игроки относительно слабы. Аналитики маркетингового агентства DSM Group (Москва) оценивают емкость розничного фармацевтического рынка Екатеринбурга по итогам 2006 года в 39 млн долларов, Свердловской области — в 110 млн долларов.

Тактика входа федералов предусматривает любые возможные варианты: открытие аптек «с нуля», покупку готового бизнеса и работу по договору франчайзинга. Так, аптечная сеть «Имплозия» (Самара) в прошлом году купила башкирскую сеть «Табиб» (13 аптек) и самостоятельно открыла в Оренбургской области шесть аптек. «Среди наиболее привлекательных регионов для развития сети мы видим Челябинскую, Свердловскую области и Пермский край», — делится планами начальник отдела по связям с общественностью ООО «Имплозия» Андрей Романов.

Стоимость сетевых аптек в Екатеринбурге выше, чем одиночных: порядок цен, по данным «Фармэксперт» — 200 тыс. долларов против 50 тысяч. Но для федеральных сетей важно раньше конкурентов занять как можно большую долю рынка, скупив самые ликвидные региональные активы. «Быть первым — гораздо дешевле, чем прийти на рынок вторым или развиваться органически», — отмечает Давид МеликГусейнов.

Таблетка под язык

Как отмечают аналитики, усиление позиций «36,6» в ближайшее время скажется на структуре уральского рынка. Но это еще не все.

О планах экспансии на Урал заявил главный федеральный конкурент «36,6» — аптечная сеть «Ригла». «Урал представляет для нас стратегический интерес, — рассказала нам генеральный директор “Ригла” Ольга Шелудченко. — До сих пор мы были сконцентрированы на развитии сети и укреплении позиций компании в Московском регионе. В этом году планируем выйти на рынок Перми, открыть в регионе не менее 15 новых аптек. Не исключено, что будем приобретать местные сети: при таком расширении бизнеса управленческие расходы практически не растут».

Борьба федеральных сетей за укрепление в регионе будет усиливаться. Но местные аптечные ритейлеры могут сохранить место на собственном рынке: свободные ниши есть. По информации президента УралоСибирской фармацевтической ассоциации (Екатеринбург) Валерия Лоскутова, рынок столицы Урала занят лишь на 80%. Причем, как отмечает Давид Мелик-Гусейнов, крупные игроки в основном делают ставку на масштаб фарммаркетов, а формат «аптека у дома» практически не развит. Так что местные аптеки могут завоевать своего клиента профилированием бизнеса (аптеки для мам, кардиоаптеки) и индивидуальным подходом.

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами