Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Против отмены ЕГАИС выступают и чиновники, и производители алкоголя
Реакция на предложение Федеральной налоговой службы (ФНС) отменить Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) контроля оборота спирта оказалась весьма резкой. Идею фискалов не одобрил вчера не только Минфин, но и производители алкоголя. Поначалу они, напомним, были далеко не в восторге от этой системы, но теперь, потратив на нее около 3 млрд. долларов, похоже, привыкли.
Система, со дня внедрения которой 1 июля исполнится ровно год, работает по-прежнему из рук вон плохо. Производителям алкоголя до сих пор приходится в ежедневном режиме вбивать вручную всю информацию по содержащей спирт продукции в компьютер и на дискетах возить ее налоговикам. И уже там предоставленные данные вносятся в ЕГАИС. В автоматическом режиме, по уверениям ее создателей, система должна заработать с 1 ноября.
Однако фискалы решили этого дня не дожидаться. По прошествии года они признали, что недовольны системой. Вернее, даже не ею самой, а новыми акцизными марками, которые вошли в обиход еще 1 января 2006 года. В официальном письме руководителя ФНС Михаила Мокрецова председателю Госдумы Борису Грызлову говорится о том, что у марок при новой системе пропала налоговая составляющая. «Обязанность уплаты акциза возникает у организации после нанесения марки и реализации алкогольной продукции», – говорится в послании. А в этой ситуации, даже если акциз впоследствии не будет уплачен, по действующему законодательству алкогольная продукция будет считаться легальной. ЕГАИС же, под которую, собственно, и создавались новые штрих-кодированные марки, оказывается в этом случае совершенно бесполезной.
Новшества на алкогольном рынке, которые год назад привели к его коллапсу, не достигли главной цели – снижения объемов «паленой» водки. Ее за год стало не меньше, а больше – по недавно опубликованным данным Счетной палаты, почти половина рынка принадлежит именно нелегальной продукции. ФНС в этой ситуации предлагает для контроля ввести единые ставки акциза, а марки вовсе отменить.
Решительным противником такой идеи выступил вчера Минфин. Как сообщил «НИ» источник в ведомстве Алексея Кудрина, министерство не поддерживает инициативу налоговиков, поскольку те, не предлагая ничего взамен, хотят упразднить уже существующую систему. «Обоснование необходимости отмены акцизных марок со стороны ФНС является недостаточным», – пояснили в Минфине, отметив, что необходимо продолжать движение по пути совершенствования системы регулирования алкогольного рынка.
Производители спиртного, для которых внедрение ЕГАИС обернулось финансовыми потерями на сумму в 3 млрд. долларов, как оказалось, также протестуют против возможных изменений. Пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров сообщил «НИ»: «Безусловно, когда происходило внедрение этой системы, многие вещи были сделаны неверно. Да и на сегодняшний день она требует значительной доработки. Но мне не кажется, что это может служить поводом для ее отмены».
Ему вторит директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз: «Мы всячески поддерживаем использование акцизных марок и дальнейшее развитее ЕГАИС. Отмена системы выгодна только производителям нелегальной продукции». Он также отметил, что систему необходимо внедрить и в розничную торговлю, где контрафактный алкоголь реализуется. Другие опрошенные «НИ» эксперты также единодушны: система – «сырая», ее еще нужно доводить до ума, но отказываться от ЕГАИС – все равно, что максимально широко открывать двери для «паленой» водки.
В то же время парфюмеры вчера порадовались, что не попали «под систему». В этой отрасли ЕГАИС должна была начать действовать с 1 июля, и это, как неоднократно писали «НИ», грозило остановить и отечественное производство, и импорт. Во вторник правительство дало задний ход, и премьер подписал постановление, которым вывел ароматную продукцию из-под действия алкогольных норм. Приятно, что хотя бы здесь здравый смысл восторжествовал.
Что не попадет под ЕГАИС
В утвержденный вчера правительством перечень парфюмерно-косметической продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» включены: – одеколоны и воды душистые и туалетные с максимальным объемом потребительской тары 150 мл; – духи и масла эфирные натуральные в сувенирных футлярах объемом 150 и 25 мл; – наборы парфюмерные и косметические максимальным объемом 450 мл, а также продукция косметическая объемом 250–500 мл в зависимости от кода; – косметические средства, или средства для макияжа и по уходу за кожей, кроме лекарственных, включая средства против загара или для загара; – средства для маникюра и педикюра с максимальным объемом потребительской тары 250 мл; – средства для волос объемом 500 мл; – средства гигиены полости рта или зубов с упаковкой 300 мл; – средства, используемые до, во время и после бритья, дезодоранты и антиперспиранты индивидуального назначения и прочие парфюмерные, косметические или туалетные средства, включая парфюмерные воды с объемом 250 мл.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?