Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
"Протек" будет догонять "СИА Интернейшнл" на рынке фармдистрибуции
Крупнейшим российским фармдистрибьютором в 2007 году с долей рынка 23,5% стала компания «СИА Интернейшнл», опередив «Протек» на 2,1 п.п. Такие данные приводятся в обзоре DSM Group за прошлый год. Потеря рыночных позиций «Протека» объясняется снижением его участия в программе ДЛО, говорят эксперты, однако они прогнозируют, что по итогам 2008 года картина может измениться: в этом году оба гиганта фармдистрибуции уменьшили свое участие в госзакупках в разы, и основная битва за лидерство переместилась на коммерческий рынок, где их шансы почти равны.
По оценке DSM Group, по итогам 2007 года «СИА Интернейшнл» заняла 23,5%, «Протек» — 21,4%. По итогам 2006 года обе компании шли нос к носу с равными рыночными долями (23%). По словам гендиректора DSM Group Александра Кузина, «Протек» потерял в ДЛО во многих регионах, в то время как участие «СИА Интернейшнл» в госзакупках возросло. «Снижение участия в госпрограмме так существенно отразилось на общей рыночной позиции «Протека» по той причине, что компания больше зависела от ДЛО: так, в 2006 году у «Протека» в общем объеме продаж ДЛО занимало 17%, а у «СИА Интернейшнл» — 12%», — добавляет директор департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов.
По его мнению, разрыв в 2 п.п. существен для «Протека», и преодолеть его компания сможет не ранее, чем к концу года или даже в следующем году. Однако г-н Мелик-Гусейнов полагает, что у компании нет такой цели: сейчас «Протек» делает больше акцент на развитие розницы, чем дистрибьюторского бизнеса. Гендиректор RMBC Мария Денисова ожидает, что действия «Протека» скорее всего будут направлены на оптимизацию бизнес-процессов и повышение рыночной привлекательности дистрибьюторского бизнеса в глазах потенциального стратегического инвестора: «Судя по всему, это стратегическая цель компании».
Между тем уравнять лидеров в этом году может опять-таки их участие в программе ДЛО: в 2008 году обе компании потеряли в объемах госзакупок в разы, подчеркивает г-н Кузин. «Поэтому основная борьба развернется в коммерческом сегменте рынка, где разница между компаниями не столь существенна», — говорит он. По оценке DSM Group, «СИА Интернейшнл» занимает в коммерческом сегменте (без учета госзакупок) 23,3%, «Протек» — 22,3%.
При этом темпы роста обеих компаний значительно ниже, чем у компаний второго эшелона: «РОСТА» и «Катрен» растут на 60—70% в год, а лидеры — на 20—30%. По итогам 2008 года они рискуют оказаться на втором и третьем местах, полагает г-н Кузин. «РОСТА» активно участвует в ДЛО и развивает собственную аптечную сеть «Радуга», а «Катрен» в коммерческом сегменте уже по итогам 2007 года вышел на третье место», — поясняет эксперт.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?